Раввин Михаэль Лайтман: «Россия станет столицей каббалы»
Человек хочет жить счастливо. Это, быть может, первый закон жизни. А второй — человек боится одиночества. Но как исполнить эти стремления? Первый путь — изменить к лучшему среду обитания и найти близкое по духу и разуму существо. Второй — к лучшему изменить самого себя и опять же уйти от одиночества. Как в экономике — экстенсивный путь и интенсивный. Маршрутов следования по этим путям цивилизация напридумывала бессчетное множество. Как в винегрете, человек в погоне за синей птицей счастья смешивает все возможные методы — рациональные и иррациональные, земные и астральные, величественные и смешные. Можно, к примеру, организовать межпланетный клуб знакомств и напрямую обратиться к братьям по разуму, которые, как верится, избавят от давящего одиночества. Так поступили украинские астрономы, призвав в компаньоны коллег из других стран. Можно поступить иначе — постараться усовершенствовать самого себя до такой степени, что духовные достоинства позволят сравняться с Его Величеством Творцом. Такой рецепт исповедуют каббалисты, изучающие древнюю и тайную каббалу. Приблизился ли хоть на йоту человек к счастью, ушел ли от одиночества? Как говорил великий мудрец Кант, есть две недоступные пониманию вещи: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Об этих вечных загадках — наша сегодняшняя полоса. Каббала — одно из самых таинственных магических учений. О древней каббале ходит множество легенд. Где правда и где домыслы? В Москву прибыл руководитель всемирной школы каббалистов Михаэль Лайтман, который является учеником Баруха Ашлага, сына самого известного каббалиста ХХ столетия Иуды Ашлага, известного под именем Бааль Сулама. Каббалисты считают, что именно в Бааль Сулама вселилась душа, которая жила сначала в Моисее, а затем в Аврааме. В ком пребывает душа ветхозаветных пророков сейчас, можно догадаться. Рав Лайтман — наследник цепи знаменитых каббалистов прошлого, и сейчас он является единственным, кому дозволено вести публичное обучение. В Москве он прочитал лекцию в Российской государственной библиотеке. Ночью накануне лекции рав Михаэль Лайтман говорил с обозревателем «Известий» Сергеем Лесковым. — Если бы вам, рав Лайтман, пришлось дать краткое определение каббалы, как бы вы его сформулировали? — А в Большой Советской энциклопедии было это определение? — Было. Про любовь главы не было, а про каббалу была. — Глупость какая-нибудь. Каббала — это методика раскрытия человеку полного мироздания. Человек располагает пятью органами чувств, но есть объем мироздания, который скрыт от него. И каббала открывает этот объем. Это чисто практический метод, доступный каждому. Хотя и очень трудный — надо пройти 125 ступеней. Когда каббалист входит в ощущение высшего мира, исчезают обычные представления о времени и о пространстве. Мир предстает во всей полноте причинно-следственных связей. Человек на другом уровне существования приобретает качества, которые позволяют ему видеть, что есть польза и что есть вред. Исчезает граница между жизнью и смертью, и человек начинает отождествлять себя с вечностью. — Такие способности предполагают особую нравственность? — Об этой категории мы не говорим. Разве у методики может быть нравственность? Просто у человека появляется новый орган чувств, который выводит на иной уровень восприятия мироздания. — А всякие карты Таро, криптограммы, манипуляции с числами? — Чушь и сказки! Каббала — наука о шестом органе чувств. Я мог бы сказать, что это наука о душе, если бы каждый в понятие «душа» не вкладывал свой смысл. — О каббале писали такие выдающиеся личности, как Ян Потоцкий, Борхес, Торнтон Уайлдер. Есть ли в их сочинениях правда? — Ничего этого я не читал, хотя и слышал. Читаю только книги каббалистов. — Если каббала — наука, то у нее должны быть строгие признаки науки — повторяемость результата, его предсказуемость, изменение методики при накоплении новых знаний. — Каббалист записывает свое состояние в строгих количественных параметрах. Учебники по каббале — это диаграммы, таблицы, формулы. Следуя по вычисленному пути, каббалист приходит в нужную точку, куда точно так же придет другой каббалист. Это вроде путеводителя по городу. — В прошлом году в Российском философском обществе, которое работает в рамках Академии наук, создана секция теории и истории каббалы, защищена первая в России диссертация по этому вопросу. Но к философии по известным причинам у ученых осторожное, недоверчивое отношение. — Фундаментальные достижения естествознания совпадают с тем, что много веков назад было написано в книгах по каббале. Физики повторяют то, что раскрыто каббалистами в духовном мире. Это касается, например, происхождения Вселенной вследствие Большого взрыва. В каббале никогда не было сомнения в гелиоцентрической системе мира. В книгах Ари, написанных в XVI веке, дано подробное описание анатомии человека, сердечно-сосудистой системы, говорится о значении костного мозга. Само число 137, одна из основных констант Вселенной (постоянная Планка, умноженная на скорость света, деленная на квадрат заряда электрона), — это зашифрованное значение слова «каббала». — Но если каббале все известно, то не может ли она помочь науке? — Зачем? — Чтобы ученые не мучились. И чтобы человек скорее воспользовался плодами учения. — Что-то не видно, чтобы прогресс прибавил счастья. Каббалист Бааль Сулам большинство своих книг сжег, чтобы ученики сами дошли до нужных им истин. — Где душа, там и Бог. Не хочется вести беседы на скамейке о завтраках с Кантом и доказательствах бытия Божия, но… — Я предпочитаю не говорить о Творце по той же причине, по которой избегаю упоминания о душе. Творец — это не более чем общий закон всего мироздания. — Как складываются ваши отношения с мировыми религиями? — Еврейские ортодоксы нас преследуют. Каббала враждебна любой религии, потому что лишает ее куска хлеба. В каббале не надо ни во что верить. Надо только задавать один детский вопрос — в чем смысл жизни? — Каббала всегда была закрытой областью. Но вы, рав Лайтман, читаете лекции, у вас есть сайт в Интернете. Что-то изменилось в мире? Сколько сейчас насчитывается каббалистов? — Во многих книгах сказано, что в конце ХХ века развитие мира достигнет такой высоты, что люди будут стремиться к познанию смысла жизни. Не все люди, конечно, но возникнет критическая масса. И мы видим, как меняются стремления людей. Для человека есть несколько уровней. Первый — еда, секс, семья. Второй — богатство и деньги. Третий — почет и слава. Четвертый — знания. И лишь в ХХ веке появилось массовое стремление к постижению смысла жизни. Настало время раскрытия миру каббалы, которая и состоит в поиске смысла жизни. Раньше человек был к этому не готов, и каббала была уделом избранных. А сейчас в США каббалой занимается около 12 тысяч человек, в Израиле — 3 тысячи. Восток к каббале совершенно невосприимчив. — Какой социальный статус каббалистов? Это богачи или бедняки? — Среди моих учеников есть и миллиардеры, и безработные. Какое значение имеет содержимое кошелька, если душа одинаково чувствует пустоту? — А место России? У России всегда особенное место. Тем более речь идет о душе. — России определена центральная роль. В этой стране, в отличие от замороженного Запада, духовность всегда играла особую роль. Чувственная наполненность русского человека делает его расположенным к постижению каббалы. Структура русской души такова, что здесь учению легко найти верный отклик. Думаю, может быть так, что Россия привлечет к себе высший свет и здесь возникнет изобилие, сложатся прекрасные отношения между людьми. — Приятно, но все-таки каббала — еврейское учение. — Кто такие евреи? Нет такой нации. Генетически они ничем не отличаются от других народов. Евреи — это группа, которая была выбрана для сохранения знания до тех пор, пока не настанет время открыть его всему миру. В древних книгах точно указан 1975 год, когда можно начать обучение, о чем писал, например, в XVI веке каббалист Гаон из Вильно. — Поскольку нам предстоит стать каббалистами, интересно узнать, налагает ли это учение какие-то ограничения? — Никаких. Ни в еде, ни в одежде, ни в образе жизни. Главное — получать наслаждение. Наслаждение — центральная категория каббалы достигается в слиянии с природой и мирозданием. Но если наслаждение связано с удовлетворением лишь собственных желаний, то оно быстро исчерпывается. Эгоизм сам себе враждебен и бессмыслен. Надо разделить во времени и пространстве наслаждение и стремление к нему. То есть надо стремиться к наслаждению другого человека. Это и есть состояние Творца, его высшее наслаждение — не в получении, а в отдаче. — Зачем же мы рождены эгоистами? Творец мог бы сразу сделать что-нибудь посовершеннее. — То есть создать самого себя? Человек самостоятельно должен прийти к высшему закону. В этом цель Творца. — Видимо, он тоже страдает от одиночества. С какого возраста можно учиться каббале? — Приступать к обучению можно, как только человек начинает задавать себе вопрос: «Для чего я живу?» То есть в любом возрасте. — Мужчины и женщины по-разному воспринимают каббалу? — Мужчины более склонны отдавать, женщины — получать. Поэтому методика обучения разная. Самые просвещенные каббалисты — обязательно мужчины. — Каббалист, как монах, не должен думать о женщинах? — Почему? Наоборот, каббалист излучает столько энергии, что начинает притягивать людей. Каббалист, как вечный мальчишка, перестает стареть, он жаждет все познать в этом мире, чтобы лучше понять высший мир. Каббалист становится более активным человеком. — Женщин-каббалисток эта активность тоже касается? — Не знаю. У женщины в этом отношении все-таки не телесные потребности, а более духовные. — Если каббалист становится мудрее, то помогает ли ему это добиться общепринятого успеха? Он может, например, стать консультантом у олигархов… — То есть «давай что-нибудь провернем»? Вряд ли. Каббала выводит в высший мир, поднимает над желаниями, которые ведут к обычному жизненному успеху. Думая о душе, неизбежно начинаешь меньше беспокоиться о деньгах. Я всегда предупреждаю своих учеников-миллиардеров, чтобы они не забывали о бизнесе, окружали себя преданными помощниками. Утилитарное значение каббала, пожалуй, может иметь только в воспитании детей и в искусстве. Активно занимается каббалой, например, Мадонна. — Каббалисты познают высший мир, но как они относятся к реальному миру? Не стремятся ли они его перевернуть? — Каббалист лоялен к власти и ведет обычную жизнь. Но в какой-то мере он не может не утрачивать интерес к реальному миру, который уже не имеет прежней ценности. — У вас есть дети? — Трое. Сын живет в Канаде. Одна дочь в Израиле пишет диссертацию по биологии. Младшая служит в армии. — Вы боитесь войны? Войны в реальном мире… — Человек готов к самоуничтожению. Я верю, что мир может спасти только каббала. Ничто другое, это уже ясно, мир спасти не может. Марксизм-ленинизм подготовил нас к каббале Член-корреспондент РАН Пиама Гайденко: В XVI веке в эпоху Возрождения вдруг возник интерес к каббале, на европейские языки переводили много книг, ими зачитывались в обществе. Есть ли параллели с нынешним временем? Над этим должны подумать историки и социологи. В принципе человек может стать лучше и через оккультное знание. Почему нет? Мне кажется, что сегодня подъем интереса к тайным учениям естественен: когда сбиваются прежние твердые ориентиры и человек не знает, кто он, откуда он и куда он идет, начинается поиск опоры вне рационального поля. В традиционном обществе с твердым, устоявшимся укладом оккультное знание обычно распространения не получает. В эпоху торжества марксизма-ленинизма оккультное знание преследовалось, людей воспитывали в духе поклонения рациональному знанию. Хотя, согласитесь, сам маркcизм-ленинизм трудно причислить к рациональному знанию. Словом, по всем направлениям в России почва для каббалы хорошо подготовлена. Доктор философских наук Евгений Балагушкин: Каббалисты должны были прийти в Россию. Традиционные религиозные течения все менее соответствуют психологии современного человека. Они построены на фундаментальном разрыве между Небом и Землей, на утверждении о том, что Человек — падшее существо и должен смирить желания. Но современный человек в реальной жизни видит свое могущество, он верит в свои силы и не понимает, почему надо отказываться от дарованного Природой и заведомо ставить себя в забитое, зависимое положение. Он не может понять, почему его созданное Богом тело греховно и только душа способна нести высший смысл. Отсюда многие неврозы и комплексы нашего современника. В сакральном пространстве современный человек ищет учение, которое позволит ему почувствовать себя сотрудником, соратником Творца. Все более распространенным становится следующее построение: Бог плачет в одиночестве, и только опираясь на помощь Человека, они вместе, Бог и Человек, могут спасти мир. Сближение Земли и Неба, Человека и Бога — эта линия генетически ведет к атеизму. К слову, большевизм с его фигурой вождя — одно из последних проявлений светской религиозности. В России богоискательский голод чувствуется особенно остро. Посмотрите, сколько западных проповедников появилось в российской провинции! И каббала, которой в США занимаются сотни тысяч человек, безусловно, у нас может распространиться еще более широко. В идеях каббалы с ее сакрализацией гедонистического счастья можно найти много общего с тем, что высказывал Платон, а он был, согласитесь, не последний мыслитель. Каббала, помимо всего прочего, притягательна для современного человека еще и тем, что не обременяет его грузом греховности. Это, мне кажется, роднит каббалу с буддизмом и кришнаизмом. Не потому ли на Востоке каббала не может найти свою нишу? Каббала (на древнееврейском языке — предание) — часть иудаистской теологии, учения о познании Бога. Считается, что каббалой Бог наделил Моисея в последние 40 дней их встреч на горе Синай. Каббала означает секретные традиции, или неписаный закон, и, согласно древним раввинам, передавалась человеку для того, чтобы он мог понять вселенную вокруг него и вселенную внутри него (так пишет знаток оккультных учений Мэнли Холл). Проникшие в каббалу, как считается, обнаруживают логичную и всеобъемлющую доктрину мироустройства и овладевают приемами влияния на Природу. В Европу каббала пришла в XIII веке благодаря испанским евреям. Среди христиан особое распространение получила в эпоху Возрождения. Влияние каббалы испытывали Агриппа, Парацельс, Гегель, В. Соловьев, Бердяев, Юнг, Бубер. Как всякое мистическое учение, содержит интеллектуальную и ритуальную составляющие. Каббала считается ключом к возникшему позже масонскому эзотеризму.