Русская линия
Независимая газета Вера Постнова20.02.2003 

«Неправоверному» музею указали на дверь
Мусульманское духовенство Татарстана просвещением не интересуется

В Татарстане борются с нехваткой кадров: в большинстве мечетей Закамья имамами служат бывшие секретари парткомов, председатели сельсоветов, колхозные бригадиры. Для решения этой проблемы — но не только этой — еще в июне 1998 года в нефтяной столице республики Альметьевске был открыт Мусульманский культурно-религиозно-просветительский центр. Сегодня от первоначального замысла и от благородных целей, которые перед центром ставились, почти ничего не осталось.
Правда, у альметьевского центра есть своя мечеть — такая, что была бы слишком велика даже для миллионной Казани. Зато уж красавица, глаз не отвести. Однако не ради ее одной задумывался и возводился этот храм исламской культуры. Здесь должен был разместиться историко-этнографический музей, филиал Булгарского музея, экспозиция которого охватывает начальный период принятия Волжской Булгарией в 922 году ислама и его распространения в Поволжье. Под сводами центра должна была начать свою жизнь библиотека, способная вместить все памятники древнейшей татарской литературы, написанные на арабском языке и после Октябрьской революции оказавшиеся в книгохранилищах стран арабского Востока. Здесь же планировалось разместить исламский университет, который впоследствии был заменен медресе.
Заказчиком строительства выступило Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ). Его председатель Талгат Таджуддин своим приказом создал дирекцию строящегося Мусульманского центра. На средства ЦДУМ, вернее, на многочисленные пожертвования россиян, было возведено здание. На отделку и благоустройство территории деньги просили уже у «Татнефти». Духовное управление мусульман Татарстана, находившееся к тому времени в конфликте с Верховным муфтием России Талгатом Таджуддином, на строительство не дало ни копейки.
В день торжественного открытия по сию пору не достроенному, вернее, не доведенному до ума Мусульманскому центру преподнесли дорогие подарки, десятки ковров, мусульмане несли и деньги, их набралось более 37 тыс. руб. Через пару дней все подарки, включая ковры и денежные пожертвования, оказались в доме мухтасиба Наиля Сахипзяна. У входа в мечеть, как положено, установили урны, куда мусульмане кладут садака (пожертвования). И их Наиль хазрат забирает себе. «На бензин», — ответил он председателю ревизионной комиссии на вопрос: «Почему вскрываешь самовольно урны и не оприходуешь должным образом пожертвования?»
Чем меньше становилось влияние Верховного муфтия Талгата Таджуддина на Духовное управление мусульман Республики Татарстан, тем откровеннее претендовали на альметьевский центр (собственность ЦДУМ) председатель ДУМ РТ муфтий Гусман Исхаков и муж его сестры Наиль Сахипзян, призвав на подмогу главу администрации Альметьевска Рашида Абубакарова.
Год назад, 8 февраля, Абубакаров собрал в Мусульманском центре священнослужителей подведомственной территории и торжественно вручил Наилю хазрату символический ключ от главной мечети Закамья. Более того, провозгласил его хозяином всего Мусульманского центра. А заодно и главой мухтасибата Закамья, несмотря на то что это выборная должность и мухтасиб за последние шесть лет ни разу не отчитался о проделанной работе и расходовании пожертвований мусульман.
Позже альметьевский глава собрал попечительский совет Мусульманского центра и объявил о ликвидации дирекции строящегося центра. Представители общественных организаций, с чьей подачи и началась стройка, пытались главе возразить: дескать, не время затевать скандал, связанный с захватом чужого имущества, да и ликвидировать дирекцию строящегося центра может только заказчик строительства — ЦДУМ РФ. Лучше бы позаботиться о завершении строительства храма исламской культуры, в частности, о создании давно задуманного музея. На это мухтасиб Наиль заявил: «Музей — это светское учреждение, и ему не место в Мусульманском центре». Его поддержали приспешники: «В музей могут прийти полуголые женщины». Многие общественные организации Альметьевска, возлагавшие большие надежды на просветительскую деятельность культурно-религиозно-просветительского центра, остались ни с чем.
— Просветительство у современных татарских священнослужителей не в ходу, — пишет об этой ситуации президенту Владимиру Путину уважаемый в Закамье председатель национального движения Альметьевска Марсель Зиннатуллин. — Главное — получить сан, теплое место в мечети и погрузиться в заботы о приумножении собственного благосостояния. А местным властям мечети нужны, как и бывшие парткомы, для «идеологической» обработки населения, особенно в период избирательных кампаний, когда все муллы, включая главного в нашей республике муфтия Гусмана Исхакова, становятся подручными светской власти.
Если бы только светской.
Прошлой осенью во время визита в Казань генерального секретаря Всемирной исламской лиги Абдаллы ибн Абдал-Мухсин ат-Турки было подписано Соглашение о сотрудничестве Всемирной исламской лиги с Российским исламским университетом в Казани (кстати, отреставрированным на деньги лиги, которая финансируется в основном Саудовской Аравией). С татарской стороны документ подписал ректор университета, председатель ДУМ РТ, муфтий Гусман Исхаков. Главного татарского муллу не смутило, что господин ат-Турки не был принят ни одним из первых лиц Татарстана, несмотря на то что все они в это время были в Казани. Видимо, сочли невозможным «засветиться» в обществе главного идеолога ваххабизма. Профессор богословских наук Абдалла ат-Турки, совершавший вояж по мусульманским странам на постсоветском пространстве, в Российском исламском университете Казани лично вручил слушателям пятидневных курсов повышения квалификации имамов и прочих проповедников чистого ислама сертификаты об окончании курсов, которые тоже финансирует Всемирная исламская лига.
Когда в Альметьевске состоялся первый выпуск шакирдов медресе, созданного на базе Мусульманского культурно-просветительского центра, событие это прошло удивительно тихо и незаметно, хотя можно было ожидать изрядной помпы.
— Все постарались так завуалировать, чтобы никто ничего не узнал, — говорится об этом в письме Марселя Зиннатуллина президенту Путину. — И все потому, что медресе не имеет лицензии на преподавательскую деятельность. В таком случае, на каком основании шакирдам вручили «дипломы»? Какую специальность получили выпускники? И, главное, куда их распределили? Вероятнее всего, их внедрят в мусульманские общины России для дальнейшего распространения чистого ислама, поскольку в Альметьевском медресе занятия проводятся по канонам ваххабизма. Здесь готовят религиозных фанатиков. И это ни для кого, тем более для ДУМ РТ, не секрет.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика