Русская линия
Независимая газета Д. Павлова17.02.2003 

Святой под грифом «Секретно»
100-летний юбилей канонизации Серафима Саровского не поднимет колючую проволоку вокруг

Побывать в Сарове для верующих — все равно что прикоснуться к святыням Иерусалима — об этом мне сказал один известный священник, когда впервые за многие десятилетия Саров открылся для высшего духовенства. Случилось это в 1991 году по случаю перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевский монастырь. Дивеево от Сарова находится всего лишь в пятнадцати километрах. Это был первый разрешенный приезд в Саров духовных лиц.
То, что Российский федеральный ядерный центр был построен в святых местах и на территории закрытого города оказалась опечатанная православная святыня, целый десяток ряд лет затрудняло восстановление монастырского комплекса и окончательную передачу его Церкви.
Сегодня разговоры о возможном открытии города идут на всех уровнях. Недавно в Сарове побывал заместитель министра Минатома Игорь Боровков. Цель приезда — детальное изучение хода важных работ, которые ведут ученые-ядерщики.
«Перспективы, — отметил заместитель министра, — благоприятные, хотя оборонзаказ растет не в столь значительных объемах, как нужно. Но он растет! Российский федеральный ядерный центр ВНИИЭФ считается одним из лучших предприятий в отрасли. Из научных учреждений Минатома здесь самая высокая зарплата…»
А на вопрос, как «в верхах» смотрят на возможность открытия города, заместитель министра ответил: «Думаю, Саров в ближайшее время не откроют. Но когда-нибудь мы к этому придем».
Безусловно, многих жителей атомграда такой вариант ввергает в недоумение. Они-то знают, где и с чем работают, какие задачи им предстоит выполнять.
Саров открыт для духовности. Сейчас здесь полным ходом идут работы по восстановлению храма преподобного Серафима Саровского. Храм этот в Саровском монастыре был воздвигнут еще в 1897 году по проекту архитектора Каменского, когда Серафима уже не было (он почил в 1833 г). И освятили храм в честь отца Серафима Саровского. Это был первый храм в России, носящий его имя. Внутри храма находилась келья старца. До 1927 года келья представляла собой комнату с двумя окнами, которые выходили в сторону реки Саровки. В углах кельи стояли иконы с лампадками. Возле самой двери располагался сундук, на нем находились Святое Распятие, серебряный ковшик, просфоры, бутылки с маслом и красным вином. Стены кельи были украшены росписями на сюжеты жизни преподобного Серафима. Келья стала походить на часовню. Ее огородили бронзовой решеткой, чтобы посетители кельи не мешали богослужению…
Пришли другие времена. В 1927 году в помещении храма сделали клуб, снесли келью отца Серафима и разобрали алтарь… В 1946 году, когда уже в святых местах вовсю начали сооружать секретный объект, решили здание храма Серафима Саровского использовать под театр. Атмосфера в помещении театра всегда была необыкновенная, загадочная и волнующая, хотя то, что на месте алтаря была устроена сцена, было, конечно, кощунством.
Сейчас на здании уже воздвигнуты купола и золоченые кресты. При демонтажных работах был обнаружен фундамент кельи преподобного Серафима. Городское проектное бюро и специалисты из Нижнего Новгорода воссоздают келью, она будет из кирпича, в Палехе для храма готовится двухъярусный иконостас. Регулярно в Саров приезжает губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев.
Саров посетил и полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Ему понравилось, что в Сарове действует принцип: «Мы строим два храма: храм культуры и православный храм». Уже есть поручение президента сформировать правительственную комиссию по подготовке к празднованию 100-летия со дня канонизации преподобного Серафима Саровского. Сергей Кириенко считает, что предстоящее 1 августа событие имеет не только российское, но и мировое значение.
Противоречия в городе пока не обостряются. Физики-ядерщики пытаются жить по наставлению отца Серафима: «На жизнь нашу смотреть… как на свечу, делаемую обыкновенно из воска и светильни и горящую огнем. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь…»

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru