Русская линия
Независимая газета Джованни Бенси14.02.2003 

Ватикан открывает тайные архивы
Историкам предстоит разобраться, был ли Папа Пий XII коллаборационистом

По решению Папы Иоанна Павла II с 15 февраля для историков станут доступными архивы Ватикана, в которых хранятся документы об отношениях между Святым Престолом и Германией с 1922 по 1939 г., то есть за период, в который Католической Церковью руководил Папа Пий XI (Акилле Ратти). Исследователи смогут ознакомиться, между прочим, с документами из «тайного архива», архивов нунциатур (папских посольств) в Мюнхене, при бывшем Баварском королевстве (1922−1934), и Берлине (1922−1930). Почти полностью отсутствуют документы Берлинской нунциатуры между 1931 и 1934 г., которые были уничтожены во время Второй мировой войны.
Пока вне досягаемости остаются, пожалуй, самые интересные документы, относящиеся к периоду между 1939 и 1945 г., то есть к понтификату Пия XII (Эудженио Пачелли). Ведь именно его поведение во время войны, в частности молчание по поводу Холокоста, остается главным предметом горячих споров. До своего избрания Папой после Первой мировой войны кардинал Пачелли был нунцием (послом) в Германии, а позднее — государственным секретарем Ватикана и считался главным экспертом по взаимоотношениям Церкви с немецким правительством. В частности, именно он подготовил набросок энциклики «Mit brennender Sorge» («С пламенной заботой»), в которой Пий XI в 1937 г. осудил нацизм.
На самом деле часть документов, которые теперь будут предоставлены в распоряжение историков, уже известны. Они входят в сводное 12-томное издание на французском языке, опубликованное в Ватикане между 1965 и 1981 г. по решению Папы Павла VI, под названием «Акты и документы Святого Престола, относящиеся ко Второй мировой войне». В 1997 г. на основе этого монументального издания иезуит Пьер Блет выпустил в свет тоже на французском языке книгу «Пий XII и Вторая мировая война на основе ватиканских архивов». Однако и то и другое издание содержат только часть материалов о том трагическом периоде европейской истории. Видимо, после 15 февраля действительно можно будет увидеть документы, неизвестные до сих пор.
Спор об отношении Католической Церкви, особенно Пия XII, к фашизму, нацизму и истреблению евреев разгорелся в 1963 г., когда немецкий драматург Рольф Хоххут поставил пьесу «Наместник» (имеется в виду Папа как «наместник Христа»), в которой Пий XII обвинялся в сознательном умолчании еврейской трагедии и в сообщничестве с нацизмом. Эта пьеса вызвала возмущение в католических кругах. Много лет спустя, в 1999 г., английский историк Джон Корнуэлл опубликовал другую книгу, чье крайне критическое отношение к Пию XII угадывается уже по ее названию: «Папа Гитлера: тайная история Пия XII».
Перед лицом таких серьезных обвинений нынешний Папа Иоанн Павел II поручил кардиналу Эдварду Идрису Кассиди, председателю Папской комиссии по религиозным отношениям с евреями, создать смешанную католическо-иудейскую комиссию по исследованию деятельности Пия XII во время Второй мировой войны. В эту комиссию из шести историков вошли представители католицизма и иудаизма. Однако полноценное исследование было бы возможным лишь при неограниченном доступе к архивным материалам. Но поскольку в этом деле якобы возникли трудности, в сентябре 2001 г. еврейские члены смешанной комиссии подали в отставку, и работа самой комиссии прервалась. На этом фоне и созрело решение открыть архивы Ватикана и рассекретить документы до 1939 г.
Но теперь это становится довольно деликатной проблемой, потому что по инициативе Иоанна Павла II начат процесс канонизации Пия XII. Священник Петер Гумпель, проводящий расследование в преддверии этой канонизации, так объясняет его молчание: во-первых, неверно, что Папа вообще никак не реагировал. Трагедии евреев он касался неоднократно, но, правда, очень осторожно. Во-вторых, не надо переоценивать возможности Пия XII в тот драматический период: открытое осуждение нацистских преступлений против евреев не заставило бы патологического антисемита Гитлера изменить свою политику, но навлекло бы еще больше репрессий на евреев и гонения на Католическую Церковь. В-третьих, Понтифик, пожалуй, действительно молчал, но зато действовал: Ватикан отдал распоряжение епископам в Германии и других оккупированных «вермахтом» странах оказывать всемерную помощь гонимым евреям, 800 тысяч из которых были спасены благодаря стараниям Церкви.
Из опубликованных документов следует также, что истребление евреев неоднократно обсуждалось в Ватикане. Пьер Блет публикует в своей книге ноту государственного секретариата Ватикана от 5 мая 1943 г., в которой говорится, что Святой Престол получает от епископов и нунциев в оккупированной Европе сведения «о лагерях смерти, о людях, сотнями погибающих в газовых камерах». В ноте задается вопрос о том, «как следует отнестись к подобной информации, поскольку «и союзные правительства, и даже некоторые еврейские круги не знают, в какой мере она достоверна и что можно сделать».
Эта растерянность чувствовалась в Ватикане уже давно. За полгода до указанной ноты по случаю Рождества 1942 г. Пий XII выразил свою солидарность «сотням тысяч человек, которые безвинно и порой только из-за своей национальности или расы обречены на смерть». Ясно, кто и что имеется в виду, но ни Гитлер, ни евреи прямо так и не названы. Блет приводит заметку, написанную Папой 20 февраля 1941 г., в которой он намекает на чье-то давление: «К сожалению, — пишет Пий XII, — когда Папа хотел бы громко кричать, часто ему навязывают выжидание и молчание; когда он хотел бы действовать и помочь, ему опять навязывают выжидание и терпение». Кто «навязывает»? Союзники по антигитлеровской коалиции? Ответа пока нет.
Джон Корнуэлл в интервью журналу «Шалом» (орган Римской еврейской общины) спрашивает: если Пий XII не был свободным в своих высказываниях, то «почему после войны он не сказал об этом, не извинился, не объяснил миру причины своего молчания?» На самом деле после войны Папа, так и не объяснившийся по этому поводу, явно сознавал, что его поведение могло быть расценено как неадекватное. В мае 1952 г., касаясь своей деятельности во время войны, он сказал как-то: «Мы сделали все, что считали возможным сделать». Быть может, такое высказывание многих не удовлетворило, но, с другой стороны, может быть, до сих пор неизвестные документы из ватиканского архива действительно прольют новый свет на те далекие и трагические времена.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru