Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик31.01.2003 

Нина Равноапостольная

27 января все православные церкви отдают дань памяти святой Нины, которая обратила языческую Грузию в христианство. Это произошло еще в 326 году, во времена Константина Великого, сразу после Первого Вселенского собора, на котором начали формулировать единые для всех догматы христианской веры. Нина была невольницей-пленницей, такой бедной, что у нее не было даже креста. Поэтому святую женщину обычно изображают с четырехконечным крестом, сделанным из двух веточек, связанных прядью длинных волос Нины. Попав в горную языческую страну, где правил царь Мерой, пленница в короткий срок привлекла к себе внимание не только народа, но и высших слоев населения, исцеляя людей от тяжелых болезней. Так, она в короткий срок вылечила смертельно больную царицу иверцев, а потом обратила ее в христианство. Несколько позже, после чудесного случая на охоте, крестился и сам царь. По его просьбе из Римской империи, которая тогда активно христианизировалась, в Иверию прибыло первое духовенство. В тот период христианской жизни грузинская церковь была в подчинении одного из старейших патриархатов — Антиохийского (он существует и сегодня). Государственной религией Грузии православие стало в IV веке, а в 487 году там была провозглашена автокефалия, во главе которой веками стоял Католикос-патриарх всей Грузии архиепископ Мцхетский и Тбилисский, а также Синод.
Крещение Грузии — это едва ли не единственный в истории православия случай, когда обращение в христианскую веру целого народа признается за женщиной — святой Ниной, которая недаром носит титул Равноапостольной.
Православие Грузии в своих внешних формах глубоко самобытно — в храмовой архитектуре (храмы Джвари, Свети-Цховели, например), обрядах и т. п. А особенно — в удивительно прекрасной многоголосной духовной музыке, корни которой уходят в IV столетие. Кстати, древние грузинские богослужебные песнопения очень красиво исполняет квартет «Сретение» (УПЦ МП).
Во времена российского императора Александра I Грузия была «присоединена» к Российской империи (1801 год), а в 1811 году ее древняя церковь вошла в состав Русской православной церкви — стала экзархатом в ее составе. Должность главы церкви — католикоса — была упразднена, грузинских экзархов назначал с тех пор правительственный имперский Синод. (Слишком хорошо знакомый нам, украинцам, «почерк» большого соседа.) Еще раз подчеркнем, что Грузинская православная церковь (ГПЦ) входит в число самых древних христианских церквей мира и старше Русской «церкви-матери» более чем на 1000 лет. Ведь ГПЦ стала автокефальной в 487 году, а РПЦ — в 1589.
В 1917 году, после Февральской революции, духовенство Грузинской церкви «самовольно» вышло из состава РПЦ, избрало католикоса и провозгласило восстановление автокефалии. Русская церковь с этим категорически не согласилась, клеймила православных грузин как схизматиков и прекратила с ними все отношения. Тогда, однако, были слишком сложные времена для окончательного выяснения межцерковных отношений — сначала революция и гражданская война, затем власть оказалась в руках всемогущего грузина, а потом — еще одна война. И только в 1943 году (через более чем 25 лет «раскола и самопровозглашения») Московская патриархия признала — под давлением светской власти — независимость грузинского православия. Это, конечно, был акт политический — в сложной военной ситуации Сталин решил воспользоваться идеологической помощью церквей. Со временем отношения между ГПЦ и РПЦ стабилизировались, стали официально дружескими. Но, как это часто бывает, тяжелый собственный опыт остракизма, прежние обвинения в схизме никак не способствовали тому, чтобы Грузинская церковь хоть немного поддержала Украинскую церковь в ее борьбе за независимость.
Сейчас в состав ГПЦ, которая насчитывает почти два десятка епархий, входит доминирующая часть населения страны; в Грузии отстраиваются храмы, монастыри, духовные школы. Но православная церковная жизнь там не безоблачна — православные грузины фактически разделились на консерваторов (преимущественно монашество) и либералов. Консерваторы последовательно выступают против «европеизации» Грузии, против западных влияний на жизнь людей; в частности, они воинственно отвергали недавний визит в православную Грузию католического папы Иоанна Павла II. Консерваторы категорически отвергают также участие представителей ГПЦ во Всемирном совете церквей (организация, члены которой пытаются развивать нормальные отношения и сотрудничество между разными протестантскими церквями, а также между ними и православными церквями).
Сегодня Грузинская церковь входит в состав Вселенского православия — это одна из 14 общепризнанных автокефальных православных церквей мира. А также одна из старейших церквей, крещенная святой Ниной задолго до того, как христианскими стали большинство стран Западной и Восточной Европы.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru