Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик13.02.2003 

«Собор новомучеников Русских»

8 февраля Русская православная церковь (РПЦ), в том числе верующие Украинской православной церкви Московского патриархата, отмечают день памяти Собора новомучеников и исповедников Русских — церковнослужителей, пострадавших при Советской власти. На первых местах списка находим причисленных к сонму поместночтимых святых Московского патриарха Тихона и митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
Имя митрополита Владимира тесно связано с церковными событиями, которые имели место в Украине сразу после революции 1917 года — с попытками украинских православных выйти из подчинения Московскому патриархату и образовать автокефальную Украинскую церковь. Митрополит Киевский решительно встал на сторону Москвы, что и стало причиной его гибели.
Митрополит Владимир (Василий Богоявленский) родился 1 января 1848 года в Тамбовской губернии в семье священника. Учился в Киевской духовной академии, где получил степень кандидата богословия; позже преподавал в семинарии различные богословские предметы и немецкий язык. В сан священника рукоположен в 1882. В 1886 году, после смерти жены и малолетнего ребенка, пострижен в монахи и почти сразу возведен в архимандриты и назначен настоятелем Троицкого монастыря в Козловском уезде. Через два года недавний молодой священник стал епископом и занимал различные кафедры РПЦ, в частности, был экзархом Грузии. В предвоенные годы (перед 1914 годом) он стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, однако вскоре попал в опалу — после того, как на личной аудиенции у императора Николая II изложил свое мнение о пагубном влиянии Распутина на русское общество и правительство. За это 23 ноября 1915 года «был удален» из столицы на кафедру митрополита Киевского и Галицкого.
В 1917 году в первые послереволюционные месяцы в Украине началось движение мирян и духовенства за создание автокефальной церкви; в Киеве состоялся епархиальный съезд клира и мирян, который призвал к созданию независимой Украинской церкви. Как известно, движение это увенчалось в 1921 году созывом Всеукраинского православного церковного собора и образованием УАПЦ.
Правящий Киевский архиерей всячески сопротивлялся этому движению и в своих посланиях призывал пастырей и паству препятствовать расколу и «сохранять Церковь в единстве и чистоте православия». Это вызвало серьезное недовольство сторонников автокефалии, в том числе братии Киево-Печерской лавры. Время было непримиримое, кровавое, ожесточенное — революция. И 7 февраля 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира, вывели его за стены лавры и застрелили. В житии священномученика Владимира говорится, что умер он мужественно — помолился и благословил своих убийц.
За несколько месяцев до своей смерти, сразу после Февральской революции 1917 года митрополит Владимир оказался в первых рядах православных иерархов, которые восстанавливали патриаршество в России, упраздненное когда-то «за ненадобностью» императором Петром I. В то время митрополит был «Первенствующим членом Священного Синода», членом Предсоборного Совета и почетным председателем Собора. Именно он возглавлял 21 ноября чин интронизации (возведения на престол) избранного Собором Тихона — первого патриарха РПЦ после умершего в 1700 году патриарха Адриана.
Как известно, патриарху Тихону судьба уготовила значительно более трагическую кончину, нежели его активному избирателю — митрополиту Владимиру. Патриарх пережил арест (1922), допросы, а главное — вынужденное отречение от собственных убеждений в обмен на освобождение. Его принудили сделать самое страшное — обратиться к народу православному и призвать его к сотрудничеству с новой — не принимаемой им — властью. В московских архивах сохранились протоколы допросов патриарха «тройкой» в составе т.т. Ярославского, Менжинского и Тучкова. Вот один пример:
«Протокол № 33 от 5 августа 1923 г. «О процессе Тихона. Постановили: 1) Освобождение Тихона внесло полнейшую сумятицу в монархические и белогвардейские ряды. 2) Дало возможность выявлять наиболее видных черносотенцев, которые уже начинают отходить от Тихона вследствие его теперешнего отношения к Соввласти. 3) Усилило антагонизм Тихоновцев с обновленцами и тем самым вызвало полнейший церковный скандал. 4) Вызванная освобождением Тихона непримиримость обновленцев с тихоновцами внесла в церковь форменный распад. 5) Начавшееся соревнование Тихоновцев с обновленцами в том, кто из них более виновен перед Соввластью и кто больше принес ей пользы. 6) Борьба этих двух течений еще только что начала развиваться. 7) Суд над Тихоном теперь придал бы ему ореол мученика, который с него можно целиком сорвать его дальнейшим сотрудничеством с Соввластью. 8) Необходимо, чтобы над Тихоном продолжала висеть угроза суда. Комиссия находит поэтому, что судить Тихона теперь несвоевременно».
Документ красноречив своим фантастическим «пролетарским» цинизмом. И ярко свидетельствует, что Русской церкви потребуется не одно десятилетие для того, чтобы полностью оправиться от страха и унижений времен советской власти. Той самой власти, по которой еще и сегодня тоскуют некоторые иерархи УПЦ МП («порядок был и не было духовных «конкурентов»).

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru