Даже в период самого неистового разгула черносотенства в России наиболее честные и авторитетные священнослужители РПЦ выступали против антисемитизма
Последний месяц, так уж получилось, мне пришлось столкнуться — и очень плотно — с различными проявлениями антисемитизма как в самой Русской православной церкви, так и среди писателей и философов, причисляющих себя к ее духовным чадам. При чтении газеты «Радонеж», журнала «Русский дом», книг и статей диакона А. Кураева и т. д. можно прийти к выводу, что антисемитизм органически присущ русскому православию. Но, читая только что вышедшую книгу «Вавилон и Иерусалим», понимаешь, что это совсем не так и никогда так не было — даже в самый разгул черносотенства в России. Более того, именно в самый его неистовый разгул наиболее честные и авторитетные священнослужители Русской православной церкви, выдающиеся православные мыслители и писатели подчеркивали духовные корни и духовное родство иудейства и христианства. В начале прошлого века архиепископ Николай (в миру Михаил Захарович Зиоров, 1851−1915), выдающийся проповедник и церковно-общественный деятель, обратился к евреям с проникновенными словами: «Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами». Эти слова дореволюционного архиерея привел в своем знаменитом выступлении 13 ноября 1991 года в Нью-Йорке на встрече с раввинами Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Речь его, безусловно, стала программой, определившей генеральную линию взаимоотношений как двух народов, так и двух религий. Вот что сказал тогда Патриарх. «Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще „не вполне христиане“, а иудеи потому отделяются от нас, что они „не вполне иудеи“. Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство… Иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял: „Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом“. Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви — профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий — твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский). Мужественно защищали евреев от вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи и богословы: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион (Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов)… Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей — например, Владимира Соловьева, Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова. Соловьев считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане. Для налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семен Франк и Лев Шестов. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество — демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога — Отца всех. Бога отцов ваших и наших…» Говоря о братском отношении к евреям лучшей части православного духовенства и выдающихся русских православных мыслителей, Патриарх отметил и большой вклад в дело взаимопонимания, в «сближающий диалог» с Русской православной церковью со стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в России и назвал такие имена, как иудейский богослов Ицхак Бер Левинсон, раввины Шмуил Александров и Лейб Иегуда Дон-Яхия, профессор Михаил Агурский… Неслучайно, подчеркнул Патриарх, «адвокатом митрополита Петербургского Вениамина в 1922 году на суде по делу так называемых „церковных ценностей“ был еврей Гуревич, который самозабвенно защищал митрополита…». Я так подробно цитирую эту замечательную речь, или, как сейчас принято говорить, знаковую, потому что ознакомиться с ней полностью простому человеку очень трудно, а спекуляций вокруг нее наши новые черносотенцы нагородили с целую гору. Теперь речь можно прочитать в прекрасно изданной книге и самому сделать соответствующие выводы. Также можно прочитать и выдержки из проповеди св. Иоанна Кронштадского («Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе»), митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Никанора (Бровковича), епископа Виссариона («Единение в Церкви Христовой из иудеев и язычников»). В книге «Вавилон и Иерусалим» помещены обширные выдержки из сочинений по русско-еврейскому диалогу таких выдающихся мыслителей, как Владимир Соловьев, Вячеслав Иванов, Николай Бердяев, Сергей Булгаков и другие. Эти сочинения не есть тайна за семью печатями, бывшие прежде под запретом произведения перечисленных авторов широко издаются в последние пятнадцать лет. Но простому человеку — подчеркиваю, простому, — будь он даже с высшим образованием, но не специалист в этом вопросе, прочесть все, вот так собранное под одной обложкой, конечно же, почти открытие. Ту памятную речь в Нью-Йорке Алексий II завершил на высокой ноте: «На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: „Просите мира Иерусалиму“. Это сейчас то, что нам всем нужно — и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо Бог наш един и неделим для всех чад Его». Поистине пророчески воспринимаются эти слова в наши дни, ибо нет мира сегодня в Иерусалиме, нет его и в России.<