Путнику, впервые попавшему в оренбургские степи, они кажутся утомительно однообразными: ковыли, цепи песчаных холмов да голые солонцы. Но это обманчивое однообразие хранит множество загадок и тайн, скрывая подземные пещеры разбойников, монастырские жилища-лабиринты, потаенные оборонительные сооружения. Секреты подземелий были известны немногим посвященным, исчезнувшим в водоворотах жестоких и сложных времен. Преднамеренная секретность, отсутствие официальных письменных сведений скрывали правду и рождали легенды. Более пятисот лет назад монах ордена камальдулов фра Мауро составил карту мира, послужившую многим будущим поколениям, под названием «Планисфера фра Мауро». «Венецианский ученый почти неизмеримой эрудиции», как отзывался о нем А. Гумбольдт, включив в карту всю имевшуюся в его время географическую информацию, дал ей великолепное словесное описание. Так, у северной дуги планисферы, по краю таинственной Пермии, шла латинская надпись, дававшая характеристику жившему там народу: «Люди те высокого роста, белолицы, сильны и мужественны. Живут охотою. Эти люди зверских обычаев. Живут под землею вследствие чрезмерной стужи. На Руси называли эту страну Пермью Великой, а людей — «чудью белоглазой». Недалеко от села Ромашкино Бузулукского района высится гора Шихан. Созданная руками человеческими из дикого камня, стоит гора как памятник древнему народу — чуди белоглазой и ее справедливому правителю князю Литвину. Чудь, занимаясь охотой, скотоводством, торговлей с разными народами, накопила несметные богатства. Но заклятый «друг» Литвина хан Ами, решив завладеть сокровищами чуди, начинает войну. В сражении, которое длилось несколько дней, погиб князь, а войско в ужасе разбежалось. Хан с огромной добычей скрылся в степи. Оставшиеся в живых подданные Литвина стали сооружать холм, где надлежало захоронить их правителя. По приказу княжеского сына Диона возводили Шихан — гору из дикого камня. Дион спешил: ему донесли, что хан вновь идет войной. Молодой князь не смог со своей малочисленной армией отразить врага. И решив спасти хотя бы богатства своего народа, он приказал укрыть сокровища в горе. Изнутри вершину Шихана охранял медный змей. Чудь отступала к Волге, а войско хана Ами шло по пятам. Чудской народ, ставший малочисленным из-за изматывающей войны, был потоплен неприятелем в реке, а ковыльные степи навечно схоронили тайну сокровищ исчезнувшего народа. Гора Шихан, с вершины которой степь просматривалась на десятки верст кругом, полюбилась разбойникам. Награбленное добро они прятали в пещерах на вершине и склонах горы. Внутрь Шихана их не пустил змей: извиваясь и шипя, изрыгая огонь, он оставался верным стражем усыпальницы князя Литвина. А бескрайние степи долго хранили разбойничью дорогу — длинную, извилистую, не проходящую ни через одно селение. Окрестные жители не раз принимались искать разбойничье добро. Однако сам Шихан «открыть» никто не решался. Стоило постучать по горе, как слышались изнутри гул и шипенье. Недалеко от города Бузулука высится Атаманская гора, получившая свое название из-за овеянной легендами старинной рукотворной пещеры — бывшего притона шайки разбойников. По свидетельству ведущего геолога Института степи Уральского отделения Российской Академии наук Гария Дмитриевича Мусихина, гора является «уникальным геологическим памятником природы, состоящим из бордово-коричневых песчаников и имеющим площадь 120.0 га». Гора хорошо видна из города. Она напоминает лежащего исполина, будто покрытого темно-зеленым плащом. Справа от исполина — огромный скачущий конь с высоко поднятой головой. Но вблизи очертания коня исчезают, и хорошо просматривается дубовая роща. В середине XVIII века в пещерах горы жил со своей шайкой атаман Ванька Монах, прозванный так потому, что никому из своих товарищей под страхом смерти не позволял иметь жену. Молодцы атамана грабили караваны, убивали и продавали в рабство пленников. По звериным тропам дремучих лесов и болот уносили разбойники награбленное на Шихан и Атаманскую гору. В самой дальней пещере горы, в кованом сундуке, находились несметные сокровища. По обеим сторонам от сундука на каменных скамьях безотлучно сидели вооруженные часовые. Разгульная разбойничья жизнь шайки закончилась в одночасье. Окруженные отрядами солдат, товарищи атамана, наскоро завалив выходы и входы в пещеры, успели скрыться в лесу. Ваньку Монаха схватили, долго пытали, но тайны горы он не выдал. Желающие «отворить» Атаманскую гору и добыть сокровища клятвенно божились, что слышали бряцанье сабель и гортанные крики вечных стражников подземелья. Вольготно жилось многочисленным разбойничьим шайкам в бескрайних уральских степях. В середине XIX века на старом Казанском тракте, проходящем через село Шарлык, ловко орудовали разбойники, получившие по фамилии главаря прозвище Юмашиных. Пещеры Мензелинской лощины надежно скрывали самих разбойников и их добычу, которой они «заставляли поделиться» проезжих торговцев особо ценных товаров. В конце XIX века дельцы-кладоискатели обнаружили и откопали несколько лазов в пещеры. Огромные сводчатые залы были забиты сундуками и кожаными мешками с драгоценностями, слитками золота, серебра, меди. Золотые стремена, посуда, добротно выделанные кожи, белые и черные кошмы, китайский шелк, парча — все это было из бухарских караванов, которые в свое время бесследно пропадали в шарлыкских степях. Много загадок и тайн скрывало левобережье Урала. В январе 1890 года действительный член Оренбургской Ученой Архивной Комиссии Петр Назаров отправляется в казачий поселок Таналык, находящийся в восьмидесяти верстах от Орска. Ученого интересовала пещера, расположенная у устья реки Суундук. Недалеко от пещеры жил отшельник — бывший атаман Кваркенской станицы Николай Новиков. Занимаясь ворожбой и гаданием, он уверял, что из старинных книг ему известно о спрятанных разбойниками в пещере сокровищах. В голодном 1888 году с ведома и при содействии станового пристава Таналыкской станицы господина Кожуховского в пещере начали искать клад. В шести камерах пещеры нашли множество костяных наконечников стрел, котлы, ятаганы, золотые и серебряные стремена и многое другое. Но несметных сокровищ не было. Однако множество земляных насыпей указывали на то, что здесь уже побывали кладоискатели. Подземелья Урала скрывали не только разбойничьи шайки. Подземное строительство на юго-востоке Российской империи было обширным. По негостеприимным сухим степям Зауралья кружились орды жадных и вороватых кочевников. Вдохновленные легкой добычей, они грабили, разрушали и жгли селения, уводя скот и людей. Поэтому и стали появляться на границе со степью по-военному укрепленные поселения. Они вытягивались в пограничную линию, в которой крупными военными узлами были Оренбург, Орск, Троицк. В 1833 году оренбургский военный губернатор В.А. Перовский составил проект новой линии укреплений. Так появились крепости Наследницкая, Екатерининская, Николаевская и другие, всего более двух десятков. Крепости эти строились с учетом правил фортификационного искусства. И не напрасно. Уже в 1839 году на созданные форпосты нападает отряд султана Кенисары Касимова. Ему удалось захватить многие укрепления и разрушить их. За семь последующих лет султан совершил более двадцати набегов, но уже редко одерживал победу. Крепости были хорошо укреплены. Наряду с мощными стенами и сторожевыми башнями, углубленными рвами в крепостях имелись и тайные подземные галереи. …Издалека были видны стены Наследницкой крепости. Словно страж, высилась строгих форм церковь с узкими окнами-бойницами. В момент опасности в церковь втаскивали пушки, а в алтаре лежали картечные заряды. Но самое главное — из церкви тянулся подземный ход. Он подходил к реке и обрывался хорошо замаскированным устьем в высоком обрывистом берегу. Этот ход открыли краеведы одной из школ города Новоорска во время экспедиции по выявлению старых пограничных укреплений линии Перовского. В крепости имелся глубокий колодец, который служил входом и выходом из тайных подземелий. Подобные подземные ходы имели все крепости линии Перовского. В подземном мире крепостей и поселений на Урале шло также и монастырское подземное строительство. Монастыри создавались с полным «набором» подземелий: с ходами-лабиринтами, водозаборными тайниками, глубокими пещерами-сокровищницами, некрополями. Но подземелья, как и клады, не сразу даются в руки. В ста километрах от Оренбурга находится село Покровка Новосергиевского района. Старожилы рассказывали, что недалеко от села, на Монаховой горе, был в старину подземный мужской монастырь. Настоятель Покровской церкви отец Анатолий долго и кропотливо искал фактические подтверждения легенды. И лишь после того как получил из Санкт-Петербурга материалы о действительном существовании Николаевского мужского подземного монастыря, решил начать раскопки. Но все попытки найти хотя бы фрагмент подземных лабиринтов были безуспешными. 8 июня 2002 года с раннего утра вновь начали раскопки. Целый день работы — и безрезультатно. К вечеру, когда уже решили приостановить работы, отец Анатолий попросил экскаваторщика в последний раз зачерпнуть землю… Так был найден вход в монастырские подземелья. Чтобы проникнуть внутрь, пришлось вывезти тонн сорок земли, которой монахи засыпали вход в свои святыни. В 90-х годах XIX века казаку Захарию Карцеву было явление — огромный огненный столб. Получив благословение у Иоанна Кронштадтского Захарий (иеромонах Зосим) стал рыть пещерные ходы будущего монастыря. Позже к нему присоединились несколько мужчин. Живя под землей отшельниками, монахи рыли новые ходы по всей горе. Так, в 1896 году появился Николаевский подземный мужской монастырь. А вскоре у входа в подземелье был построен каменный храм. Монахи имели свое хозяйство: пекарню, небольшой кирпичный заводик и чудесный фруктовый сад под горой. Монастырь просуществовал до 1929 года. Когда началось уничтожение церквей и монастырей, братии предложили отречься от веры и тем самым сохранить себе жизнь. Но сподвижники распорядились своими судьбами по-своему. Засыпав выходы и входы в подземелья, они стали ждать решения своей участи, зная, каким оно будет. Монахов расстреляли на берегу Урала, храм разрушили, фруктовый сад погиб под гусеницами тракторов. Удивительно, что в спешке разрушения не взорвали монастырь. Засыпанные монахами входы и выходы скрыли подземелья от людей, а гора долгие десятилетия хранила тайну. Отец Анатолий со своими немногочисленными помощниками прошел по подземным лабиринтам около двухсот метров. Ни просадок, ни трещин в подземелье не было. Ходы, прорытые в плотных бордово-коричневых песчаниках, имели закругленные потолки. Такой прием подземного строительства наверняка способствовал снятию давления глинистой толщи и сохранил в целости подземные лабиринты. Высота подземелий примерно соответствует человеческому росту, а ширина составляет чуть больше аршина (аршин — 71 см). Исследователи осторожно продвигались в глубину горы. Дышать было легко. Песчаники имеют свойство уничтожать некоторые бактерии и держать постоянную температуру +12…+15 градусов. На пути поисковой группы попались несколько старинных монет, медный крестик, осколок кружки с царским орлом, икона Пресвятой Богородицы. Она свалилась буквально на головы идущих, расколовшись пополам. Подземный монастырь сегодня посещают туристы и паломники. Вход в пещеры находится на глубине двух метров и к нему подвели деревянную лестницу с пологими ступенями и перилами. Над входом установили двухскатную крышу, покрытую жестью, и поставили дверь. Паломники идут с зажженными свечами, их свет выхватывает из темноты иконы, свечи, поставленные отцом Анатолием в стенных выступах. Извилистый подземный ход, спускаясь и поднимаясь под разными углами, выводит к маленькой келье. Она так мала, что в ней нельзя встать во весь рост, места едва хватает для двух человек. У одной из стен лежит небольшой плоский камень. Возможно, это келья иеромонаха Зосима и камень в ней служил ему постелью. Рядом находится другая келья — значительно выше и шире, в ней свободно могут уместиться человек пятнадцать. Видимо, это была церковь. Обратно паломники возвращаются по другому лабиринту и, преодолев довольно крутой подъем, выходят к лестнице. Рядом с найденным входом раскопали и фундамент Каменного храма. На многих кирпичах хорошо видны глубоко вдавленные буквы «Н.М.». Немые свидетели далеких от нас событий, они лежат у основания креста, установленного на месте разрушенного храма. На одном из склонов горы — небольшое монастырское кладбище. Время сравняло могилы с землей, но сохранилось шесть крестов, которые новосергиевские энтузиасты смогли восстановить. Отец Анатолий и его помощники продолжают раскопки. Не нарушая грунта, с помощью приборов они ищут и находят земные полости. Еще один обнаруженный фрагмент подземного хода указывает на то, что по всей горе расходятся лабиринты, скрывающие многие подземные тайны. Отец Анатолий уверен, что обязательно будет найдено захоронение иеромонаха Зосима, умершего за несколько лет до уничтожения монастыря. А у подножия горы вновь ожил святой источник, откуда монахи брали воду. Местные жители очень бережно относятся к нему. Очищенный от ила и выложенный камнем, святой ключ получил вторую жизнь. Рядом с ним построили купальню-часовню, напоминающую старинный русский терем. Но у отца Анатолия мало помощников. Зато находится много любопытных, готовых все разломать и порушить. Потому и вынуждены были сельчане построить на горе сторожку, где круглосуточно дежурит охрана. Минувшей осенью с одним из охранников произошла удивительная история. В одну из ночей мужчину насторожили голоса, доносившиеся со стороны разрушенного храма. Решив, что это очередные незваные ночные «гости», охранник пошел им навстречу… и замер. Прямо на него шли странные таинственные незнакомцы в длинных подпоясанных одеждах с приспущенными на лица капюшонами. Сильный ветер, бушевавший в ту ночь на горе, будто обходил путников и не затрагивал их одежд. Первый, шедший впереди, переговаривался со своими тремя спутниками. Таинственные странники говорили на русском языке, но на старинном, непонятном, будто из глубины веков. Почти поравнявшись со сторожкой, мужчины исчезли, но голоса были слышны и удалялись в сторону святого источника. Через некоторое время охранник вновь услышал странную речь, а затем и увидел удивительных путников, неожиданно возникших перед ним. Шедший впереди уводил их в сторону развалин храма, где они внезапно исчезли. Наутро охранник поведал об увиденном отцу Анатолию. Священник не усомнился в правдивости рассказа. От сельчан он уже слышал о таком же знамении в годы войны. Не было ли чудесное явление святых старцев божественным знаком для открытия новых монастырских тайн? Наталья Романенко, старший научный сотрудник Оренбургского областного краеведческого музея