Хоровод с нечистым Всем нам хочется приоткрыть завесу будущего, не понимая, что этим мы, возможно, искушаем судьбу. Старший научный сотрудник музея в Малых Корелах Людмила Козинская высказывается еще более определенно: «Гадание всерьез — связь с чертом». Конечно, не грех позабавиться и пошутить, бросая сапожок за ворота или рассыпая перед петухом зерно — так гадали на жениха: с какой стороны придет и будет ли богат. Но задавать вопросы серьезные, пытаясь узнать, например, о спрятанных кладах, либо о земном сроке, отпущенном тебе, значит с нечистым хороводиться. Особенно балуются черти в три ночи — на 31 декабря, 6-е и 18 января… Из уст в уста Знания старинных северных верований, обычаев, обрядов у Людмилы Козинской не из научной литературы. Вернее, не только из этого источника. Хотя она, конечно, достаточно много прочла специальных книг — как современных авторов, так и тех, что только в архиве сыщешь. Но главные знания добыты в экспедициях по нашему краю. Они переданы, что называется, из уст в уста, рассказаны поморскими бабушками. И собирает Людмила Георгиевна бесценные сведения уже более двадцати лет, с тех пор как пришла работать в музей. Добрых соседей вам! Согласитесь, православные праздники стали нынче чем-то вроде моды. И принято небрежно эдак щегольнуть знанием какого-нибудь святого. А дальше того наши познания редко простираются. Но ведь как интересно, оказывается, старинное празднование Нового года! Оно не ограничивалось одной ночью, разворачивалось целое театральное действо на много дней. В самый канун Нового года по деревне ходили «цыгане» — их изображали ряженые. Почему именно цыгане? Потому что с ними связывалось представление о чужаках, о пришлых людях. Как же встречали чужестранцев? Подарками и угощением. Смысл в этом обычае глубокий — это было как бы пожеланием мира, доброго соседства на весь предстоящий год. Оживление поцелуем Впрочем, любой народный образ имеет свой смысл. И при этом выглядит забавной игрой. Вот, например, озорной обряд «Макарушка помер». По селу носили «покойника», обряженного по всем правилам. Процессия под причитания плакальниц шла к назначенному месту, где находилась девица-красавица. От ее поцелуя и оживал «Макарушка». Покойника изображал обязательно женатый мужик, а та которая оживила его силой любви, должна была быть еще незамужней и общепризнанной на деревне красавицей. Участники этого обряда переживали самые разнообразные и довольно сильные чувства — некоторые девки от внезапного оживления «покойника» «падали в испуг», но все кончалось развеселым смехом. К тому же присутствовали очень озорные мотивы, шуточки только для взрослых — так у ожившего покойника пониже пояса неожиданно выскакивал тугой новенький веник… Норовистая лошадка Столь же веселой была игра «Цыган лошадь продает». Конечно, лошадь бралась не взаправдашняя, ее изображали двое мужиков — так сейчас представляют четвероногих на сцене детских театров. Торг сопровождался смешными диалогами. Например: — А что есть твоя лошадь? — Девок! И после этого норовистая лошадка взбрыкивала в сторону девчат, стараясь ухватить одну из них. Те с визгом и хохотом бросались врассыпную… Барин Семен Семеныч Прощаясь с годом старым и встречая новый, мы всегда подводим итоги, оцениваем прожитое и пережитое. При этом нам хочется навсегда расстаться с прежними промахами, ошибками. В старину тоже отрекались от плохого. Ходил по деревне «барин» со своими слугами и вершил праведный суд. «Барином» назначали непременно кузнеца — человека, уважаемого за силу и мастерство. На всеобщее порицание выставлялись нерадивые, пьющие мужики, сварливые, неряшливые жены, непочтительные парни и нескромные девки. От людей на деревне не спрячешься — поступки каждого у всех на виду. Провинившиеся получали порицания в виде озорных частушек, остроумных шуток, бьющих не в бровь, а в глаз. Вот такой воспитательный отряд существовал. Интересно, что имя «барина» было Семен Семеныч. Думаете, почему? От слова — «семя». А семя олицетворяло зарождение всего нового, доброго и полезного, чего ждали в наступающем году. Так в одном обряде сплелись и поэтическое восприятие мира и разумное житейское отношение к жизни. Колдовское время Про те обряды, о которых вы узнали, не прочтете ни в одной книге — это результат фольклорных экспедиций по северным деревням Людмилы Козинской. Но увидать обряды можно: их мастерски исполняют самодеятельные артисты фольклорно-этнографического ансамбля «Славутница». Откуда название? Вот откуда: славутницей называли в старину самую красивую и работящую девушку в северном селе. Ансамблем руководит Людмила Георгиевна Козинская, которая и является талантливым автором всех фольклорных постановок. Материал для них собран в научных экспедициях. В подлинном уличном деревенском театре участвовал и стар, и млад. В «Славутнице» тоже самое — здесь поют и пляшут, играют целыми семьями от малышей до бабушек-дедушек. …Про новогодье, святки, Рождество говорили в старину: «Святые вечера, страшные ночи». Время чудесное, загадочное, манящее и колдовское. Не зря именно от этих дней ждут чуда, ждут исполнения заветных желаний… Архангельск