Православные монахи-ревнители с Горы Афон, изверженные из официальной Церкви «из-за ереси», которым приказано оставить их тысячелетний Эсфигменский монастырь к концу января, планируют обратиться к Государственному Совету. Комментируя предложения, сделанные по случаю резолюции голландского представителя в Европарпламенте с требованием отмены особого статуса монашеского сообщества на Горе Афон, согласно которому женщинам не разрешены посещения его, греческий Евро-представитель Алекос Алаванос (Левая Коалиция Синаспизмос), сказал в шутку: «Ладно, в случае выбора на должность Римского Папы новой Иоанны, мы могли бы, в конечном счете, начать обсуждать и этот вопрос также». Г-н Алаванос имел в виду старую легенду, которая живет уже 1 200 лет: в романе греческого писателя XIX в. Эммануила Роидиса «Папесса Иоанна» некая женщина, замаскированная под мужчину, в течение двух лет восседала на папском троне. Гора Афон, Святая Гора Православных, чьи вершины достигают 2033 метров выше уровня моря, является самоуправляющейся Православной монашеской республикой на Афонском полуострове в северной Греции уже более 1 200 лет. Здесь все еще живо монашество с его 1000-летними традициями. Указ императора Константина, выпущенный в 1060 г. н.э., запрещает и поныне женщинам высаживаться на полуостров — включая даже животных женского пола. Исключение сделано для кошек, чтобы контролировать популяцию крыс. Соответственно, посетить Святую Гору можно только если ты — мужчина и только в течение короткого периода времени, чтобы не обременять чрезмерно гостеприимство монахов, и только при условии наличия разрешения на жительство или «диамонитирио», обычного листа бумаги с красивой печатью священного Кинота на нем. У меня не было никакого способа получить «диамонитирио» перед «пересечением границы» в прошлую субботу. Никакие официальные документы более не выдаются, если хотите посетить сообщество мятежных монахов-ревнителей, отлученных от официальной Церкви «за ересь», которым предписано оставить Гору Афон к концу января. Все же Бог благоволит благочестивым людям — и к журналистам также — и дает шанс добраться до 1000-летнего Монастыря Эсфигмен. 30 лет идет война между монахами Эсфигменского монастыря, который поддерживает Старостильное движение, и Вселенского Патриархата в Константинополе. Монахи отказываются признавать власть «изменнического и отступнического» патриарха. Раскол восходит к 1964 г., когда патриарх Афинагор (Спиру) провел встречу с Папой Римским Павлом VI в Стамбуле. Для православных монахов-зилотов, которые расценивают Папу Римского как «зло во плоти», это был акт предательства. С тех пор они вывесили флаг «Православие или Смерть» на своих средневековых стенах. Настоятель монастыря о. Мефодий настаивает, что спор Эсфигмена с патриархом, которого монахи отказываются поминать в своих молитвах, был «духовным по характеру, и его надо решать «духовными средствами». «Это ведь неслыхано, когда нынешний патриарх Варфоломей все еще обращается к представителям Ватикана как к православным посетителям Константинопольского Престола», — сказал мне с раздражением монах, который, подобно его братии, упрямо отказывается поминать Патриарха Варфоломея в своих молитвах. «Варфоломей даже упоминал, что взаимгные визиты между Церквями-сестрами Рима и Константинополя, начало которым положено и вдохновлено Папой Римским Павлом VI и Патриархом Афинагором, стали учреждением и обязательством в жизни наших Церквей», — добавил монах. В прошлый четверг настоятель, архимандрит Мефодий, прямо сказал на пресс-конференции в Салониках, что братия монастыря обжалует выселение в Государственном Совете, самом высоком административном суде Греции. «Вы что, не волнуетесь?» — спрашивали его. Он отвечает спокойно и уверенно: «Приезжайте сюда, и Вы убедитесь лично. « Я провел в монастыре уикэнд. Населенный приблизительно 70-ю очень энергичными монахами, которые строго придерживаются Афонской монашеской традиции, монастырь Эсфигмен построен у моря, и поэтому пираты грабили его несколько раз. Самое старое здание монастыря — столовая с фресками XVI—XVII вв., на которых изображена библейская страшилка докинематографической эпохи, показывающими, что ждет грешников в аду, так подробно, чтобы даже неграмотные знали бы, что им грозит, и помнили бы об этом в ежедневной жизни. Кроме церкви и столовой, монастырь обладает превосходным собранием византийских и поствизантийских изображений, среди которых наиболее замечательным является мозаичное изображение Христа. Спокойствие повсюду. Жизнь продолжалась как обычно. Монахи — не такие уж наивные люди — жили здесь в течение многих лет и выживали весьма хорошо. Им не надо выражать в словах свою идеологию освобождения от мирских вещей — имущества, роскошной еды, частного жилья. Ясно, чему они верят: чем более Вы чисты, тем ближе Вы к Богу. «Чтобы блокировать путь тех, кто живет Одной Божественной Истиной, силы мировой несправедливости с их организациями и филиалами прибегают к насилию — к «административным мерам», как они любит это называть», — говорят они. Они противостоят одни. Они смотрят свысока на «модернистскую богатую породу афонцев, которые служит лакеями Патриархата и начали высказываться в поддержку константинопольского экуменизма». Они называют их «узурпаторами истинной духовной жизни Афона» и «духовными шарлатанами, зазывающими неправославных посетителей на Святую Гору». Патриархат неумолим и требует, чтобы «нераскаявшиеся раскольники оставили Афон без дальнейших разговоров» и напоминает греческому правительству, что греческая Конституция запрещает раскольникам останавливаться на Горе Афон. «Куда же им идти?», — спросил я монаха из другого монастыря. Он не выказал никакого сострадания к своим страждущим братьям. «Ну, они могли отправиться на Аляску или в Нью-Мексико или даже в Аризону». И он не шутил, как мне показалось сначала. Действительно в Америке есть много православных монастырей, для примера, монастырь св. Антония во Флоренции (шт. Аризона) во главе с о. Паисием был основан архимандритом Ефремом из Филофейского монастыря на Афоне в июле 1995.