«Слышал про ваххабитов? Так вот я из них», — сказала мне в 1994 году молодая девушка-дагестанка, ехавшая со мной в одном рейсовом автобусе по горному маршруту. Я честно ответил, что не слышал. Если быть точным, мне и тогда было что-то известно о каком-то мусульманском учении, которое в XVIII веке в Саудовской Аравии основал некий Мухаммад ибн Абдуль-Вахаб (имя «ваххабизм» учение получило, стало быть, не от своего основателя, а от его отца, ведь «ибн Абдуль-Вахаб» означает «сын Абдуль-Вахаба»). Но о том, что мусульмане, называющие себя ваххабитами, есть и в России, узнал я тогда впервые. Прошло восемь лет, и людей, не слышавших о ваххабитах, на просторах СНГ, наверное, почти не осталось. Слово «ваххабизм» неизменно звучит в связи с терактами, захватами заложников и прочими трагедиями, которыми мы насытились в последние годы. Из высокогорного села, в котором жила моя случайная дагестанская попутчица, ваххабитов удалили односельчане, не разделявшие их учения. А из располагающихся километрах в ста оттуда сел Карамахи и Чабанимахи ваххабитов «удаляли» уже с помощью танков и армейской авиации. Я не знаю, как сложилась судьба той дагестанки, но уверен, что теперь она наверняка не рискнула бы заявлять незнакомому человеку: «Я из ваххабитов». Такое признание вряд ли вообще от кого-либо можно сегодня услышать. Получается, «бесспорных» ваххабитов никто не видел, но слово «ваххабизм» все равно знают все. Почему так стремительно пришел к нам этот новый «изм»? Правда ли, что наш ваххабизм — тот же, что в Саудовской Аравии? Правда ли, что исламский экстремизм в России связан именно с этим учением? Почему среди последователей ваххабизма оказывались люди с вполне обычной, «советской» биографией, а иногда и люди, достигшие на мирском поприще немалых высот? Верна ли точка зрения, что «педалирование» ваххабитской темы в СМИ было кому-то выгодно, и если да, то кому? Надежные ответы на эти вопросы когда-нибудь дадут историки. Пока российский ваххабизм — тема слишком «горячая», чтобы о ней беспристрастно судили специалисты. Публикуемые ниже материалы — только попытка представить это непростое явление в тех ракурсах, в которых оно предстает перед нашим читателем сравнительно редко.