Масонство — это религиозно-этическое движение, которое возникло в начале ХVIII века в Великобритании. Масонство — учение и практика, пожалуй, самого большого международного тайного общества элитарного типа, которое объединяет людей разных национальностей и вероисповеданий под эгидой поиска «истинных путей духовного обновления общества». Оно распространилось во многих странах, в том числе и в Российской империи. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Основной метод деятельности масонов — проникновение во властные структуры общества всех уровней для оказания действенного влияния на ход исторических событий. С масонством связаны как реакционные, так и прогрессивные общественные движения. В Беларуси масонство проникло в конце ХVIII века как зависимое от российского и польского. В Могилеве возникли ложи «К трем орлам» (1770) и «Геркулес в колыске» (1776). В 1774 году майор российской армии Иван Вердеревский основал в Полоцке ложу «Талия». Знатокам истории белорусской литературы и белорусской культуры хорошо известно имя талантливого белорусского и польского поэта и фольклориста Яна Чечота (1796−1847). Но мало кто знает, что он был масоном. Об этом свидетельствуют авторитетные источники, в том числе и архивные. Иван Фомич Чечот родился в Новогрудском повете Гродненской губернии. Он учился вместе с Адамом Мицкевичем. Канцелярский служащий радзивилловской прокуратории Ян Чечот в 1819—1822 годах был учителем арифметики и географии Минской гимназии. В 1819-м ему присвоили степень магистра, а через год — кандидата философии. Чечот являлся членом обществ филаретов, лучистых, филоматов. Но прежде всего известен как оригинальный этнограф, собиратель белорусского фольклора и поэт. В 1823 году его выслали из Литвы. Томаш Зан (1796−1855) вошел в историю Беларуси как участник освободительного движения, исследователь природы, литератор, поэт-романтик. Но во всех энциклопедиях, изданных в Беларуси, ничего не говорится о его принадлежности к масонам. Фома (Томаш) Карлович Зан родился в деревне Мясота Ошмянского повета (теперь Молодечненского района) в бедной дворянской семье. Первоначальное образование он получил в местечке Молодечно, где был членом патриотической организации «Войско Марса и Аполлона». Затем Зан учился на физико-математическом факультете Виленского университета, стал кандидатом философии. Он был основателем Общества лучистых, председателем Общества филаретов, членом Общества филоматов, национального масонства, Польского патриотического общества. За участие в деятельности молодежных патриотических обществ Т. Зана сослали в Сибирь, а затем перевели в Оренбург. В этом городе он устроил музей, занимался философией и языкознанием. В 1837 году Зан был помилован и переехал в Санкт-Петербург, где стал библиотекарем Горного института. С 1847 года жил в Вильно. Т. Зан был другом А. Мицкевича. Лев (Леон) Игнатьевич Арабей родился в Минске в 1912 году. Православный. Архитектор по образованию. Пополнил ряды русских эмигрантов во Франции. С 1934 года работал в организации витязей и Обществе друзей витязей. Во время второй мировой войны находился в плену у немцев. В 1945—1947 годах инженер Арабей жил в Париже и был вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением обуви на заказ. Затем он в качестве специалиста по бетону работал в строительных фирмах. Арабей был членом Кружка русской культуры. Умер в 1962 году и похоронен на кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. Состав белорусских масонов (если можно употребить такой термин, ведь в литературе всех масонов Российской империи называют русскими) очень пестрый. Здесь мы встречаем межевого судью Игуменского повета Казимира Коссовского; уроженца Витебской губернии, известного польского дипломата Мариана Коссова; подсудка Минского поветового земского суда (1814−1821), а затем городского секретаря Игнатия Антоновича Буцевича (Бучевича); шляхтича, обывателя Новогрудского повета, судью Новогрудского межевого апелляционного суда (1821) Ксаверия Игнатьевича Быковского; уроженца Витебска, общественного деятеля, городского голову Витебска (до 1906 года) Алексея Онуфриевича Волковича, который от Витебской губернии был депутатом I Государственной думы, членом Партии народной свободы (входил в ее фракцию), а в 1917 году являлся губернским комиссаром Временного правительства. Назову также обывателей Новогрудского повета Яна и Леона Кондратовичей, предводителя дворянства в Заславле Александра Ивановского, воспитанника воложинской иешивы Семена Львовича Кастелянского, слуцкого судью Антона Заблонского, ротмистра Гродненского гусарского полка Викентия Антоновича Заборовского (Жебровского), асессора Слуцкого повета, адвоката Казимира Завадского, маршала Игуменского повета, действительного статского советника, предводителя дворянства Минской губернии Льва (Леона) Францевича Ошторпа… К сожалению, практически отсутствуют архивные материалы о деятельности масонских лож в Беларуси в ХХ веке. Имеются сведения о членстве в варшавской ложе «Правда» в 1920—1923 годах видного ученого и общественного деятеля Бронислава Тарашкевича. И последнее. Без достоверных сведений о принадлежности к масонству многих уроженцев Беларуси, о влиянии этого учения на ход событий на белорусской земле нельзя воссоздать объективную, правдивую историю нашей страны, историю белорусской культуры в ХVIII-ХIХ веках.