«Медицина — совершенно особая область человеческой деятельности: она объединяет науку и ценности, не имеющие ничего общего с наукой». Слова эти принадлежат митрополиту Антонию Сурожскому, монаху и хирургу, работавшему врачом во французском движении Сопротивления и ставшему правящим иерархом Русской Православной Церкви в Британии. Возможно, из такого принципа исходил комитет Госдумы по охране здоровья и спорту, когда организовал парламентские слушания «Религия и здоровье». Проходили они в Даниловском монастыре. Открывая слушания, председатель комитета Николай Герасименко подчеркнул их уникальность. Обычно парламентские слушания проводятся по законопроектам. На этот раз никакого законопроекта не предлагалось. В парламентских слушаниях принимали участие представители всех трех традиционных для России религий: православия, ислама и иудаизма. Деятелей медицины и религии объединила общая забота, общая тревога о физическом и психическом состоянии народа. Это естественный союз: врач и священник встречают человека на пороге жизни, они же провожают его в последний путь. Недаром среди священников немало бывших медиков. Тот же митрополит Антоний Сурожский говорил, что в основе деятельности врача должно лежать сострадание, а сострадание по самой природе своей ненаучно. И докладчик на этих необычных парламентских слушаниях был тоже необычный: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Проблемой номер один назвал он здоровье народа. Здоровье населения и состояние демографии являются сегодня самым главным для России. Все остальное второстепенно. Если ситуация не изменится, не для кого будет развивать экономику, строить транспортные пути. С религиозной точки зрения болезнь есть разлад между духовным и материальным началом. Известная максима полностью звучит так: «В здоровом теле — здоровый дух, и это великое благо». Иными словами, в здоровом теле далеко не всегда здоровый дух, и тогда в этом нет никакого блага. Важность взаимодействия Церкви и учреждений здравоохранения — прописная истина. Каждый человек, которому приходилось лежать на больничной койке, знает, как важно получить поддержку, напомнил митрополит. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России свободу совести и вероисповедания и поощряет любую деятельность, способствующую укреплению здоровья человека (ст. 41, п.2). Русская Православная Церковь имеет богатый исторический опыт взаимодействия с медициной. Традиция организации больницы при монастыре перешла с Афона в первую русскую монашескую обитель — Киево-Печерский монастырь, потом в Троице-Сергиевский монастырь и впоследствии распространилась по всей России. Такие учреждения совмещали функции больницы, богадельни, дома инвалидов, хосписа. Сейчас традиции эти возрождаются. В последние 10 лет по всей стране стали открываться и восстанавливаться больничные храмы и часовни. Только в Москве их 44. Все шире развивается благотворительность. В 1991 году в Московской епархии каждую неделю более чем в 50 медицинских учреждениях больным раздавались продукты, почти в 40 — одежда и обувь. Но, может быть, самое важное — помощь сестричеств и групп милосердия. Около 100 сестер из Марфо-Мариинской обители милосердия работают в ожоговом и травматологическом отделениях НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Обитель занимается патронажной деятельностью, имеет лечебницу — учреждение амбулаторно-поликлинического типа. Свято-Димитриевское сестричество действует при 1-й Градской больнице. Сестры из других сестричеств работают в городских больницах # 50, 51, в других больницах, причем в самых тяжелых отделениях — неврологических, хирургических, в Институте нейрохирургии. Традиционные религиозные организации принимают участие в борьбе с наркоманией и алкоголизмом, предоставляют возможности реабилитации для лиц с отклоняющимся поведением, участвуют в других медицинских программах социальной направленности. Но на огромной территории России это капля в море. Во многих странах религиозные организации активно работают в сфере медицины. В Германии, например, где одна из лучших систем здравоохранения, большинство больниц принадлежит евангелическим, католическим общинам. Туда может обратиться человек, принадлежащий к любой конфессии или не принадлежащий ни к какой, и получить полноценное лечение либо по страховке (а в Германии застрахованы все), либо за собственные деньги. Создание религиозными общинами собственных лечебно-профилактических учреждений может послужить хоть в какой-то мере выходом в нынешнем тяжелом положении нашего здравоохранения. И дверь не должна быть закрыта перед разными конфессиями. Вспомним католическую монахиню мать Терезу — она работала в Индии. Может быть, целесообразно ввести и добровольный религиозный налог, как в той же Германии. К какой конфессии человек себя относит, той и платит налог. Считает себя атеистом — никому не платит. Нездоровье нашего общества уже давно служит почвой для безудержной демагогии и политических спекуляций разнообразного толка. Но реально практически ничего не делается. Между тем нездоровье становится все заметней, причем не только физическое, но и духовное: с одной стороны, апатия, чувство безнадежности, отсутствие перспектив, с другой — агрессия, ощущение вседозволенности. Будет очень прискорбно, если парламентские слушание в Даниловском монастыре окажутся очередным бесплодным словоговорением. Религиозные организации могут принести серьезную конкретную помощь. Религиозность нынче вошла в моду. Новообращенные богачи освящают не только свои дворцы и бронированные «Мерседесы», но и сомнительные заведения вроде казино. Было бы во всех смыслах хорошо направить их религиозное рвение на самое благое дело — помощь больным и убогим. Достойный путь к спасению души для современных разбойников Кудеяров.