Выставка «Осторожно, религия!» призвана на примерах актуального искусства поднять самую горячую тему. Но, как и водится в рассуждениях о народе и религии, эта тема слишком уж скользкая. Даже для лучших отечественных художников. Уже один список участников выставки, открывшейся в Центре имени Сахарова, способен вызвать подозрения. Взять хотя бы Авдея Тер-Оганьяна. Этот главный богоборец страны превзошел практически самого Ивана Карамазова в попытках доказать, что Бога нет. У всех в памяти его порубленные и «украшенные» фаллическими изображениями иконы, в свое время чуть ли не вызвавшие межконфессиональный скандал. В результате самого художника отправили в долгую чешскую ссылку. Но тема, как видно, не исчерпана, и работы Тер-Оганьяна, те, что про религию, вновь украшают стены выставочного зала. На этот раз, правда, художник ограничился невинной советской символикой вроде серпа и молота в качестве иконного украшения. Другие фамилии, пусть и более спокойные в данном контексте, тем не менее мало ассоциируются с вечной темой. К примеру, Владик Мамышев-Монро — эстет, привыкший любоваться своими собственными перевоплощениями, — не изменил своему принципу и на этот раз. Он традиционно представляет коллажи с изображениями себя, что вполне может сойти за «иконы». Интеллектуал Кулик ограничился концептуальными текстами «про это», Ирина Вальдрон — живописью про клонирование овец. Естественно возникает мысль, что кураторы выбрали чересчур однобокий принцип подхода к проблеме. Многочисленные «против» и немножко «за». Постмодернистское сознание не способно серьезно рефлексировать на тему религии. В лучшем случае получаются «мысли о себе». Иисус Христос Александра Косолапова, несмотря на то что постмодернизм уже как будто успел докурить свою последнюю папиросу, сопровождается подписью «Кока-кола — моя кровь». Группа «Синий суп» представляет фотосессию про Пасху, которая на самом деле — день космонавтики: купол обсерватории украшен буквами «ХВ». А ведь казалось, что критерий ереси исчерпан до конца, а бунтовать «на тему» уже не актуально.