Русская линия
Труд04.01.2003 

Патриарх Алексий II: «Минувший год останется в памяти россиян годом испытаний»

— Ваше Святейшество! Прежде всего разрешите сердечно поздравить Вас с наступающим праздником Рождества Христова. Читатели «Труда», как и все россияне, желают Вам доброго здоровья, новых успехов в вашем Первосвятительском служении. Если это не является сугубым секретом, о чем Вы скажете в своем традиционном Рождественском послании к всероссийской пастве?
— Сердечно благодарю за поздравления и заботу о моем здоровье. Бог посещает нас болезнями и скорбями, и Он же по Своей милости подает исцеление.
В Рождественском послании намереваюсь сказать о тех нравственных обязательствах, которые налагает на нас Пришествие в мир Спасителя. Подобно тому, как некогда вифлеемские пастыри не скрыли весть о родившемся Богомладенце, но принесли эту весть людям, мы должны делиться духовной радостью богообщения с людьми, которые до поры не знают Господа, с теми, кто устали и отчаялись в этом мире, заплутали на его опасных перепутьях. Мы должны особо помнить о беспризорных детях, о людях обездоленных, находящихся в плену, страдающих от духовных и телесных недугов. Будем творить дела милосердия, помогать ближнему в меру наших возможностей, ведь, по слову Священного Писания, «если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Ин.4.11).
— Ушедший 2002 год был, к сожалению, весьма тяжелым для россиян: достаточно вспомнить наводнения на юге страны и другие природные катаклизмы, террористический акт в Москве, приведший к гибели большого числа сограждан. Тяжелым остается груз массовой бедности, детской беспризорности. Приходится слышать, в том числе и от православного духовенства, что эти и другие тяготы и скорби Господь попускает за тяжкие грехи наших дедов и отцов и за наши собственные. Неужели мы навсегда «приговорены» к бедности, потерям, страданиям?
— Действительно, минувший год останется в памяти россиян годом испытаний. Многие люди потеряли из-за наводнения кров, невосполнимую утрату понесли те, чьи родные и близкие погибли в результате чудовищного террористического акта в Москве. Мы скорбели и молились вместе со всей страной, сопереживая и сочувствуя пострадавшим и их родственникам. Хотя экономическая ситуация в стране постепенно выправляется, большинство народа по-прежнему испытывает огромные материальные трудности. Безработица, бедность, преступность, рост наркомании и иные общественные недуги, к прискорбию, глубоко затронули нашу жизнь.
Но важно осознать, что все проблемы и невзгоды, переживаемые нами, прежде всего зависят от духовного, нравственного состояния народа и личности. До тех пор, пока не совершится реальное духовное обновление, пока высокие нравственные принципы не станут определять общественное бытие и жизнь каждого человека, пока мы не научимся поступать в согласии с голосом совести и справедливости, — до тех пор ситуация не изменится к лучшему.
Хотел бы предостеречь от чрезмерной сосредоточенности на идее «тяжких грехов наших отцов и дедов». Священное Писание совершенно определенно говорит о том, что человек несет ответственность прежде всего за личный грех, за собственные неправедные поступки и помыслы. Так, отвечая на вопрос, почему сын не несет вины своего отца, Господь свидетельствует через пророка Иезекииля: «Потому, что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. ..Сын не понесет вины отца, ..правда праведного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет» (Иез.18.19−21).
Внешние жизненные обстоятельства прежде всего зависят от нравственного строя самой личности. Поэтому нельзя сказать, что народ «приговорен» к бедности, потерям, страданиям. Процветание государства и граждан вполне осуществимо, если каждый человек осознает главенство нравственного начала в своей жизни и будет строить ее в согласии с заповедями Божиими.
— Минувший год и лично для Вашего Святейшества сложился нелегко из-за постигшей Вас болезни. Вы сказали в те дни: «Меня посетил Господь». Как следует понимать эти слова?
— Мне часто приходит на ум высказывание преподобного Амвросия Оптинского, утверждавшего, что «монаху полезно болеть». Болезнь — действительно и несомненно посещение Божие. Она дает человеку возможность сосредоточенно уединиться в келлии своего сердца и поразмыслить о самых серьезных вещах. В болезни Господь нередко указует человеку пути, которыми надлежит следовать. Во время недугов и выздоровления сила Божия являет себя в человеческой немощи. Именно через познание нашей собственной слабости Господь открывает нам истинную цену вещей, их значимость в свете вечности, встретиться с которой предстоит всем нам.
— В предисловии к недавно изданной книге «Русь Святая» Вы подчеркнули, что «Православие со времени Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром является „духовной кровью“, „духом жизни“, питавшим и укреплявшим самый организм русской нации». Почему же сегодня, когда с государственным воинствующим атеизмом вроде бы покончено, некоторые круги российского общества то и дело возбуждают антиправославные, антицерковные настроения — то в связи с проблемой наделения монастырей и храмов землей для хозяйственных целей, то в связи с преподаванием в государственных школах основ православной культуры?
— Несмотря на возрождение порушенных святынь, на возобновление богослужений в воссозданных храмах и монастырях, на открытие приходских школ и гимназий, мы не должны забывать старой русской поговорки: «Бог не в бревнах, а в ребрах». Я имею в виду, что на протяжении семи десятилетий наше общество было насильственно разлучено с Церковью, и тяжелое наследие этого горького времени невозможно преодолеть за несколько лет.
Ныне наша задача — исцелить израненную и изверившуюся душу народа, вернуть его к живительным духовным истокам. Сейчас по большей части человек крещен, но не воцерковлен. И до тех пор, пока не совершится это воцерковление, будут раздаваться голоса людей, которые до сих пор пребывают во власти стереотипов атеистического периода, когда Церковь находилась в изгнании в своей стране. К сожалению, есть и люди, сознательно отвергающие Бога, чтобы не менять своей греховной жизни, не пробуждать совести, не подвергать переоценке своей гордыни. Таких могу только пожалеть.
Впрочем, убежден: обратной дороги в атеистическое прошлое нет, и наша Церковь займет в обществе место, соответствующее ее исторической роли и подобающее ее духовному потенциалу.
— Очередной вопрос сопряжен с предыдущим: как Вы оцениваете нынешнее состояние межрелигиозных отношений в России? Следует ли ожидать от Русской Православной Церкви новых инициатив, призванных укрепить эти отношения?
— Благодарение Богу, межрелигиозная рознь не стала и, надеюсь, никогда не станет реальным фактором нашей жизни. Думаю, что основную роль в этом сыграли многовековые традиции совместного проживания в России православных христиан, мусульман, иудеев, буддистов. Жизнь научила нас сообща бороться с трудностями, защищать Отечество от врагов. В годы гонений на веру приверженцы разных религий нередко помогали друг другу.
Сегодня нас объединяет многое. Мы одинаково страдаем от экономических и социальных трудностей, от угроз, которые несет терроризм. У традиционных религий России единый взгляд на проблемы нравственности, образования, воспитания, на многое другое. По нашему общему убеждению, необходимо защищать право человека жить в соответствии с его духовным выбором и убеждениями. Мы согласны и в том, что современная цивилизация, желающая сформулировать адекватные ответы на грозные вызовы наступившего столетия, не вправе игнорировать ценности религиозного опыта. Во многом с целью утверждения в обществе этих истин по инициативе Русской Православной Церкви был создан и успешно работает Межрелигиозный совет России, объединивший лидеров традиционных для нашей страны религиозных организаций. Лучшим средством укрепления сотрудничества видится совместный созидательный труд людей разных религиозных воззрений на благо общего Отечества.
К сожалению, уходящий год был отмечен резким ухудшением отношений с Римско-католической церковью. Это было связано с решением Ватикана повысить статус своих административных структур на территории России до уровня епархий. Нашу Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как подобные вопросы нуждаются в предварительном серьезном обсуждении. В заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 февраля 2002 года сказано: «Мы рассматриваем упомянутый шаг как недружественный и подрывающий перспективы улучшения отношений между двумя Церквами». Решение Ватикана вновь обнаружило стратегию настойчивого миссионерства среди православных народов, с которой мы коренным образом не согласны.
Нестабильной продолжает оставаться и ситуация на Украине, где недопустимым образом ущемляются права наших верующих, сохраняющих духовную связь с Матерью-Церковью. Мы неоднократно обращались к высшему руководству Римско-католической церкви с просьбой предпринять реальные шаги по преодолению сложившегося кризиса, но, к сожалению, ничего, что могло бы рассматриваться как реальный акт доброй воли, пока сделано не было.
Впрочем, мы продолжаем надеяться на изменение позиции Ватикана и именно с этим связываем будущее православно-католического диалога, к которому мы открыты, но эта открытость соединена со вниманием к нуждам и скорбям наших собственных верующих.
— В преддверии Рождественских торжеств хотелось бы узнать, состоится ли праздничное православное богослужение в многострадальном храме Рождества Христова в Вифлееме? Сохраняется ли сегодня возможность массового паломничества во Святую землю?
— Насколько мне известно, богослужение в храме Рождества Христова должно состояться, и паломники из нашей страны смогут там помолиться. Что же касается полномасштабного паломничества во Святую землю, то многое зависит от политической ситуации и доброй воли сторон, вовлеченных в конфликт. Мы молимся о примирении враждующих, просим мира Иерусалиму (Пс.121.6), дабы земля, освященная стопами Спасителя мира, не обагрялась более человеческой кровью.
— Вернемся к церковной жизни в России. Важнейшим событием наступившего года, как представляется, станет празднование 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского. Как идет подготовка к этому событию?
— Принято решение сделать это празднование общенародным, поскольку 100-летний юбилей прославления преподобного Серафима имеет значение не только для Церкви, но и для государства, и для всего общества. Поэтому в подготовку торжеств включилась государственная власть на уровне федерального центра, Приволжского округа, руководства Нижегородской области. Недавно передан Церкви храм, воздвигнутый над келлией преподобного Серафима, и есть надежда, что богослужения в нем возобновятся ко времени торжеств, которые привлекут множество паломников и станут духовной доминантой года.
— Читатели «Труда» будут рады получить Ваше Первосвятительское благословение на предстоящий год и Ваши Рождественские пожелания.
— Всем читателям и сотрудникам газеты, одной из старейших и самых уважаемых в стране, желаю в новом году здоровья, благополучия, мира и спокойствия. Да благословит Господь, родившийся в Вифлееме, каждого из вас, дорогие мои, на всех путях жизни вашей. Дай нам Бог в этом году совершить достойные труды на благо Отчизны. С Рождеством Христовым!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика