Русская линия
Известия О. Кабанова,
Юрий Николаев
21.01.2003 

Дар Божий
Икона Казанской Божией Матери переедет из Ватикана в Казань

Чудотворная икона Казанской Божией Матери, висящая в апартаментах папы римского Иоанна Павла II, будет возвращена в Россию. Договоренность об этом достигнута. Чтобы это замечательное событие свершилось, понадобились долгие и сложные переговоры, и не только представителей государственных учреждений и христианских церквей. Икона считалась разменной картой в непростых отношениях православных и католиков — первоначальным условием ее возвращения был визит папы римского в Россию. Теперь ясно, что икона будет передана в Казань, город, где она и была обретена, независимо от того, вступит ли понтифик на российскую землю.
Решение о возвращении иконы в Казань уже принято, и хотя участники переговоров этого прямо не подтверждают, из их комментариев ясно — православная святыня вернется на родину. В казанской администрации воздержались от комментариев — «как бы не сглазить», но сослались на то, что отдельным пунктом в федеральной программе по празднованию 1000-летия Казани значится возвращение иконы Казанской Божией Матери.
И работа над этим пунктом ведется на разных уровнях. А поскольку госкомиссию по празднованию казанского юбилея возглавляет президент Путин, то и на уровне руководства страны. Мэр Казани Камиль Исхаков еще на встрече в Ватикане обещал, что первоначально чудотворная икона найдет пристанище в Благовещенском соборе Казанского кремля, а затем городские власти восстановят разрушенный храм Богородицкого монастыря, в котором икона хранилась почти полтысячелетия. Сегодня это территория Казанской табачной фабрики, которой подыскивают другое место.
«Впервые о возвращении иконы Казанской Божией Матери заговорили в Татарстане в конце 90-х годов. О ее местонахождении нам сообщили католики Германии. Но тогда наши обращения в Ватикан остались без ответа. По второму кругу мы отправились в 2000 году вместе с мэром Казани Камилем Исхаковым. Если обращается глава города, в котором обретена икона, это звучит совсем иначе. И нас в октябре 2000-го принял папа римский. Мы передали ему личное письмо президента Татарстана Минтимера Шаймиева, просившего главу католической церкви помочь возвращению реликвии на родину», — рассказал «Известиям» Рафаэль Хакимов, советник президента Татарстана по политическим вопросам.
Конечно, есть и проблемы: в Казани икону считают своей, а представители православной церкви полагают, что ее родина — вся Россия. Но главное, как хорошо сказал Хакимов, «куда бы икона ни вернулась, она будет рядом с верующими». Да и сама процедура возвращения юридически сложна и во многих важных деталях еще не ясна.
В Министерстве культуры РФ, которое по своему положению, определенному правительством, проводит работу по возвращению из-за рубежа культурных ценностей, на вопросы «Известий» отвечали неохотно. Здесь считают, что пока условия и процедура передачи еще не окончательно определены, говорить о событии рано.
«Мы около года ведем переговоры с Ватиканом о передаче иконы. Обе стороны пришли к выводу, что до принятия конкретных решений и обозначения возможных процедур, которыми будут руководствоваться все участники процесса передачи, должна быть проведена экспертиза. Необходимо точно выяснить, с какой именно святыней мы имеем дело», — сказал «Известиям» заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов.
Уже создана комиссия, в которую входят и музейные эксперты, и представители православной церкви, и представители правительства Татарстана. Эта комиссия подготовила предварительное заключение на основе имеющихся в России материалов. Дальше она будет работать над изучением иконы вместе с экспертами Ватикана.
«Передача должна состояться в соответствующем правовом поле, важно точно установить, кому именно принадлежала икона раньше — частному лицу или православной церкви. Конечно, сам факт доброй воли Ватикана очень важен, но для нас в переговорах главное, чтобы возвращение иконы привело к улучшению отношений между православной и католической церквями, а не усилило противоречия между ними», — уверен Хорошилов.
Справка «Известий»
Казанская икона Божией Матери, считающаяся одной из величайших святынь Русской православной церкви, написана на кипарисовой доске и представляет собой поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом, простирающим руку для благословения. Икона была обретена 8 июля 1579 года десятилетней девочкой Матреной, которой приснился вещий сон о том, что икона лежит под слоем золы на пожарище. Иконе приписывают многочисленные чудотворения, одно из которых — изгнание из Москвы польских захватчиков. Чудотворный образ находился в Казанском Богородицком монастыре, первой настоятельницей которого стала подросшая и постригшаяся в монахини Матрена. Впоследствии икона хранилась в Казанском соборе на Красной площади в Москве и соборе Казанской Божией Матери в Петрограде, откуда в начале 1920-х годов, очевидно, была продана за границу вместе с другими церковными ценностями через Торгсин.
«Вернуть икону — долг каждого честного человека»
— Нам, Русской Православной Церкви, хотелось бы, чтобы икона вернулась в храм, — заявил «Известиям» протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь отдела внешних церковных связей Московской патриархии (ОВЦС), — она создана для верующих и должна принадлежать им. В любом случае икона незаконно находится за пределами России, и вернуть ее — долг каждого честного человека. Поэтому мы считаем недопустимым выставление каких-либо условий ее возвращения. Однако вопрос о визите папы в Россию и возвращении православной церкви иконы, по нашему мнению, объединять нельзя.
— Даже в среде церковных исследователей существует много версий того, как Казанская икона Божией Матери оказалась в апартаментах папы римского, — пояснил «Известиям» глава секретариата ОВЦС по межхристианским связям Игорь Выжанов, — самой распространенной из которых является следующая: чудотворная икона Божией Матери до 1612 года находилась в Казанском Богородицком монастыре, откуда ее вывезли в Москву войска князя Минина. В Первопрестольной икона обрела постоянное место пребывания в Казанском соборе на Красной площади, откуда в 1904 году ее украл некто Чайкин. Далее след иконы теряется. Однако после Первой мировой войны некий английский аристократ заявил, что купил в Польше подлинную Казанскую икону. Эти сведения решил проверить известный католический историк Георг Вайгель, который посетил имение аристократа в сопровождении русской княгини-эмигрантки и православного архиерея. Последние узнали в иконе чудотворный образ, хранившийся в Казанском соборе. Через некоторое время владелец иконы обеднел и был вынужден продать ее. Здесь след образа теряется повторно. В семидесятых годах священник-иезуит из Фатинского апостолата (монашеское объединение внутри ордена) увидел на аукционе в США икону и привез ее в итальянский город Фатину. В 1993 году папа римский посетил этот город, и монахи подарили ему икону Казанской Божией Матери. С тех пор образ постоянно находится в личных апартаментах папы и покидает их только в связи с переездом понтифика в летнюю резиденцию. Наша церковь никогда не вела специальных переговоров о передаче иконы. В 1997 году, когда готовилась встреча святейшего и папы, католики сами предложили передать ее из рук понтифика в руки патриарха. Однако встреча сорвалась, и инициатива передачи иконы России медленно угасла.
Дмитрий Руднев
Как могли бы примириться католики и православные?
Марк Бродский, философ, религиовед, член Клуба «Известий»:
— Для того чтобы православные и католики смогли помириться, во-первых, они должны понять, что помириться — еще не значит объединиться. Во-вторых, обеим сторонам нужно больше думать о духовном, а не о политике и экономике. Думаю, что на личностном уровне это вполне возможно.
Отец Никон, духовник монархического движения «За Веру и Отечество»:
— Важно, чтобы католическая церковь прекратила вести себя, как враждебная организация. Меня оскорбляет демонстративно пренебрежительное отношение представителей католической церкви к русским православным традициям. Ведь нет никакой нужды в огромной католической структуре в России. Тем не менее Ватикан стремится превратить в епархию любой приход, демонстрируя тем самым, что Россия — такая же территория католической церкви, как традиционно католические страны, как Франция и Италия.
Вадим Михайлов, руководитель Центра подземных исследований:
— Вы, наверное, помните, как священники носили под рясами погоны. Это лишнее свидетельство тому, что все в наше время ополитизировано. В таком случае, какой разговор может идти о мире между католиками и православными? Они испокон веков считают друг друга врагами и еретиками. Я думаю, что история сама расставит все точки над i. Бессмысленно говорить о каком-либо руководстве к действиям, когда в современном мире духовные и политические сферы очень и очень взаимосвязаны.
Вадим Степанцов, поэт, «Орден куртуазных маньеристов»:
— Я в свое время из-за этого в дурку из армии попал. Я в армию взял с собой книжечки из «Библиотеки атеиста», одна из них называлась «Христианский экуменизм: вчера и сегодня». Я уверен, что абсолютному большинству католиков, протестантов и православных неизвестны догматические отличия их религий. Поэтому, чтобы достичь примирения всех христиан, надо закрыть по всему миру кафедры богословия, всех церковных иерархов пересажать в лагеря и дать возможность разбираться в христианском экуменизме черной неграмотной массе.
Василий Лановой, актер:
— Католики и православные сейчас не могут помириться. В их противостоянии слишком большие угрозы в сторону друг друга. Их интересы разошлись очень давно, поэтому вражда продолжается между католиками и православными очень долго. При нынешней активности католиков и слабости православных, в частности, в России сейчас примирение невозможно. Хотя, думаю, это произойдет. Когда точно, спрогнозировать не могу, но под угрозой гибели человечества обеим сторонам придется сделать шаг к примирению.
Владимир Белов, религиовед, член Клуба «Известий»:
— Чтобы помириться, католики и православные должны делать шаги навстречу друг другу. Римско-католическая церковь и сам папа в последнее время делали довольно много заявлений о том, что хотели бы иметь братские отношения с Русской Православной Церковью. А вот РПЦ, на мой взгляд, занимает не вполне конструктивную позицию. РПЦ обвиняет католиков в прозелитизме, в том, что они переманивают к себе людей путем подкупа и обещаний. Но по статистике за последние 10 лет из тех русских людей, кто был православным, не более 500−600 человек перешли в католичество. Нужно перестать воевать и сесть за стол переговоров. В идеале патриарх должен встретиться с папой, это было бы очень полезно.
Анастасия Аникушина, студентка филологического факультета МГУ:
— Для примирения всех христиан надо, чтобы люди научились быть терпимее друг к другу. Людей разделяет не их вероисповедание, а их отношение к этому. Бог не может разделять людей. Люди должны видеть Бога в каждом человеке, независимо какую религию он исповедует. Надо быть выше условностей и добрее друг к другу, тогда не будет необходимости в примирении, потому что ничто не будет препятствовать взаимопониманию.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru