Русская линия
Комсомольская правда Ю. Смирнова,
А. Милкус,
А. Ерошова
04.02.2003 

Станет ли Библия школьным учебником?
Продолжаем разговор о новом предмете — «Основах православной культуры»

Письма, которые продолжает получать «Комсомолка» после первых публикаций «Станет ли Библия школьным учебником?» (19 ноября и 26 декабря 2002 года), доказывают: тема эта очень важна для всех нас. За понятиями «Школа и религия» стоят две серьезные проблемы. Первая: «Основы православной культуры» должны стать обязательным предметом или остаться факультативом? И вообще, может быть, школе нужен общий курс «История религии»? Вторая: кто будет контролировать содержание курса? Православная церковь? Светские власти?
А пока нет внятных ответов на эти вопросы, «срабатывает» закон дикого рынка: есть спрос — будет и предложение. В результате — совсем свежий скандал вокруг учебника А. Бородиной «Основы православной культуры». 18 января «КП» рассказала о том, что эту книгу правозащитники обвиняют в разжигании межнациональной розни и даже подали иск в суд. Судья Мещанского суда Москвы отправил тексты в прокуратуру для дополнительного изучения… Тогда же мы пообещали подробнее рассказать о претензиях к книге, по которой уже учатся тысячи школьников.
Учебник — повод для споров
Книга Аллы Бородиной «Основы православной культуры» была издана в прошлом году тиражом 10 тысяч экземпляров и тут же разошлась-разлетелась по стране. Понятно — уроки православия сейчас проводят во многих воскресных школах, вводят новый предмет в школах частных и государственных. А учебника нет.
Но официально книга Бородиной допущена в школу не была, несмотря на надпись на обложке «Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий». Она лишь рекомендована Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской православной церкви. Статус у этого совета совсем не ясный. По закону учебники для государственных школ вправе рекомендовать только Федеральный экспертный совет — совсем другая организация.
Это и насторожило активистов Общероссийского движения «За права человека». Они передали книгу на экспертизу знающим людям.
Мнение «против»
Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Н. В. Шабуров:
— Рецензируемый учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни.
Рассуждения автора о еврейском народе не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер. Способствуют возбуждению межнациональной розни и ксенофобии следующие утверждения автора: «Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем „невыгодно“ и даже опасно, т. к. „гости“ или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно православного государства?» (с. 13).
В целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия.
Это заключение стало основой иска правозащитников в суд. Судья Аккуратова посчитала, что Останкинская межрайонная прокуратура обязана изучить учебник на предмет разжигания межнациональной розни. В начале января 2003 года книгой занялась прокуратура…
Мнение «за»
Сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры, кандидат юридических наук В. А. Бурковская:
— В книге подчеркивается значимость православия для русской культуры. Вместе с тем отсутствуют отрицательные эмоциональные оценки, унизительные характеристики представителей той или иной конфессии. Более того, подчеркивается, что «религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам во избежание разного рода недоразумений и конфликтов».
Правозащитники это решение собираются обжаловать. Грядет новое судебное разбирательство. Допечатка тиража приостановлена…
Дословно
Из учебника Аллы Бородиной:
«Иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа… Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и земном благополучии, поэтому идея вечной жизни… была непонятна ему». Вопрос после параграфа: «Почему иудеи распяли Христа? Что мешало им понять духовный смысл учения Иисуса о Царствии Небесном?»
«Понятия „русский“ и „православный“ на Руси до ХХ века означали одно и то же… Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию».
«Для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать ее, восторгаться, оценивать художественные достоинства».
Из почты «педсовета»
Дети очень легко идут к Богу. Если ребенок узнает две-три молитвы, он начинает себя уверенней чувствовать, видит защиту… Верующими детьми легче управлять, они знают, что есть Господь, который все видит и слышит.
Преподавать надо Закон Божий и азы православия. Вот только делать это надо аккуратно, постепенно. И посеянное семя даст всходы.
Матушка Наталья, храм Николая Чудотворца, п. Лебяжье, Кировская область.
В многоконфессиональном государстве не учитываются интересы различных религиозных течений, также веками истории доказавших свое право на жизнь. Министерству образования лучше ввести в школьную программу курс, направленный на то, чтобы дать представление об основных мировых религиях.
Людмила Лысикова, п. Хомутово, Орловская область.
Если дать власть православной церкви хозяйничать в школах, то ожидайте всплеска нетерпимости к инаковерующим. Пусть Библию, а не православие изучают в школах. Но факультативно.
Николай Кунцевич, Нижний Новгород.
От редакции
Во всех письмах о преподавании религии — и в тех, где поддерживают «ОПК», и в тех, где выступают категорически против, — прослеживается один мотив: беспокойство о судьбе молодежи. Поможет ли новый предмет воспитать нравственное поколение? Достаточно ли появления священника в школьных стенах, чтобы ребята научились правильно отличать добро от зла?
В ближайшее время «Комсомолка» планирует провести на эту тему «Круглый стол». Кого бы вы хотели видеть его участниками? Какие вопросы вы считаете важными для обсуждения?
Звоните нам в «КП» сегодня, 4 февраля, с 11 до 12 часов по московскому времени по тел.: (095) 257−51−41 или пишите в «Педсовет»: «КП», ул. «Правды», 24, Москва, А-40, ГСП-3, 125 993. Электронная почта: anfisa@kp.ru

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru