Труд | Валерий Коновалов, Леонид Павлючик | 24.11.2006 |
Пожалуй, еще ни один отечественный фильм не вызывал такого интереса в церковной среде. В Воронеже местная епархия даже арендовала один из центральных кинотеатров города — «Спартак» и организовала просмотр для клириков и семинаристов. Во всех храмах города были вывешены объявления о премьере, на которую пригласили и исполнителя главной роли Петра Мамонова. А митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий заявил при этом, что «Остров» — очень своевременный и для России, и для всего мира фильм.
Специальные церковные сеансы «Острова» устроили и в других епархиях, в Троице-Сергиевой лавре. Впрочем, официального суждения Церковь по поводу фильма не выносила, да и не будет этого делать. Тем более что мнения о работе Павла Лунгина в церковных кругах весьма разнообразные. Кому-то «Остров» понравился безоговорочно, кто-то обнаруживает в нем и фальшивые ноты. Но большинство из тех, с кем удалось побеседовать, сходятся в одном: тут есть о чем думать и что обсуждать.
Удивляются только, как удалось режиссеру, вроде бы далекому прежде от православной темы, передать высокое напряжение духовной жизни, органично включить в современный киноязык многочисленные молитвы и церковно-славянские выражения. Такого, говорят критики в рясах, в нашем кино еще не было. А чудеса и исцеления, которые творит в фильме старец Анатолий, выглядят, по их мнению, так убедительно и естественно, как это присуще православному взгляду. Актерскую работу Петра Мамонова вообще оценивают высоко практически все. Многим священнослужителям нравятся образы двух монахов в исполнении Дмитрия Дюжева и Виктора Сухорукова, но другие, наоборот, называют их провальными. Есть и более принципиальные сомнения, о которых, в частности, говорит протоиерей Всеволод Чаплин:
— Я бы сказал, что это очень талантливый фильм, сделанный верующими людьми. В фильме блестяще играет Петр Мамонов. Видно, что он по-настоящему молится в кадре. И по большому счету играет себя — человека, раскаявшегося после многих жизненных перипетий и искренне пришедшего к Богу. Конечно, есть в фильме ошибки, связанные с незнанием церковной жизни. Абсолютно ясно, что в 70-е годы монастырская жизнь так, как она показана, была совершенно невозможна. Монастыри находились тогда в очень стесненном положении. Такого человека, как герой Мамонова, просто не взяли бы в монастырь — власти бы не разрешили.
Но самый сложный для меня вопрос следующий. Фильм безапелляционно оправдывает фигуру «старца-харизматика», которому позволено все: обманывать, игнорировать церковные правила, давать сомнительные советы, руководствоваться только своими мыслями и душевными движениями, не обращая внимания ни на что более. Герой Петра Мамонова поступает так, что мы видим добрые плоды его трудов. И это делает его положительным персонажем. Но мы знаем, что многие такие же «старцы-харизматики», среди которых есть и достойнейшие люди, приносят людям явный духовный вред и зло. Я знал нескольких таких людей, которые сначала допускали вольности, потом начинали верить, что только они имеют прямой доступ к Небу, тогда как все остальные заблуждаются, а кончали расколом и сектантством. Поэтому хотелось бы тем, кто смотрит фильм, напомнить, что не все такого рода «харизматики» обязательно несут людям лишь добро. А поверяется их деятельность плодами, которыми, согласно Евангелию, должны быть «любовь, мир, долготерпение, милосердие"… Поверяется их деятельность и соборным разумом Церкви, то есть других христиан, в том числе и церковных иерархов.
Как бы то ни было, фильм очень сильный. Я думаю, он может стать мощным миссионерским средством, в том числе в Европе, которая сегодня нуждается в слове об Истине Христовой.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Фильм «Остров» параллельно с выходом в российский прокат принимает участие в работе крупного международного кинофестиваля в Салониках. На показ этой картины в главном городском кинотеатре «Олимпион» все билеты были распроданы заранее. Местные СМИ особо подчеркивали тот факт, что эта неординарная лента закрывала престижный Венецианский кинофестиваль.После просмотра публика наградила фильм продолжительными аплодисментами. Фильм о покаянии, о духовности тронул сердца греческих зрителей, которых роднит с русскими общая христианская вера. Официальный бюллетень фестиваля привел слова режиссера Павла Лунгина, емко выражающие суть фильма: «Моя картина — о том факте, что Бог существует. Я пытаюсь раскрыть идею новыми кинематографическими средствами…»
А ВОТ ЧТО ГОВОРЯТ О ФИЛЬМЕ «ОСТРОВ» ЕГО СОЗДАТЕЛИ:
Павел ЛУНГИН, режиссер:
— Меня часто спрашивают, почему я взялся за фильм о вере. Но не снимать кино и не думать об этом невозможно. Великая абсурдность и необъяснимая жестокость жизни захлестнули сегодня мир, дошли до такой критической черты, что поневоле ищешь ответы на какие-то главные вопросы бытия. Люди две тысячи лет говорят о вере, о спасении души, почему же мы должны умалчивать об этом, отдавая предпочтение социальным, политическим или любым другим проблемам.
Я прочитал в свое время сценарий молодого драматурга Дмитрия Соболева, ученика Юрия Арабова, — и отложил, поскольку ничего не понял. Но сама история меня сильно зацепила, и я через некоторое время вернулся к сценарию, начал думать о нем и в итоге додумался до фильма. Сценарий был более, что ли, бытовым, мы его все время сдвигали в притчу, в иносказание, в житийность. Поэтому решили снимать на русском Севере, где особо ощутимо дыхание Вечности. Вода, ветер, камни, туманы, небо, трава, скудные цветы — весь этот первозданный и прекрасный Божий мир играет в нашем фильме не меньшую роль, чем актеры.
Что до актеров, то я им всем благодарен, но если бы Петр Мамонов, с которым я работал вместе еще в «Такси-блюзе», отказался сниматься в «Острове», то и фильма бы не было. Он принес в картину пронзительную тему личного покаяния, что согрело фильм неповторимой исповедальной интонацией.
Петр МАМОНОВ, актер:
— Много чего я в своей грешной жизни делал, бегал, прыгал, а потом исполнилось мне 45 лет, и уперся я своим щенячьим носом в пустоту, в потерю смысла самого своего существования. Хорошо, что Господь не оставил меня своей милостью, и с тех пор все пошло в моей жизни по-другому. Я вообще-то в деревне живу, умными разговорами не заморачиваюсь. Знаю, что мы сняли простой, ясный фильм. Нет в нем никакой показной глубины и надуманности. На нынешнем безумном фоне он будет смотреться, как чистенький кристаллик — маленький такой, но сверкает. Мы ничего не проповедуем, никому ничего не навязываем в картине. Вот едет в тридцатиградусный мороз девушка-контролер в троллейбусе, билетики проверяет. Встала в пять утра, не выспалась, зарплата у нее мизерная, дома, возможно, дети по лавкам сидят голодные. А рядом с ней досыпают такие же усталые, замордованные люди, как и она. Вот для них мы и делали фильм. Может, «Остров» будет им духовной опорой. Ведь сегодня многим совершенно не на что опереться — не нам, умникам, а тем простым людям, на которых все по-прежнему и держится.