Русская линия
Труд Валерий Коновалов,
Леонид Павлючик
24.11.2006 

Таинственный «Остров»
Новый фильм Павла Лунгина претендует на роль духовной опоры: выходит, Бог-то есть.

Вчера в широкий прокат вышел фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина, прогремевший ранее на сочинском «Кинотавре» и на фестивале в Венеции. Среди нынешних зрителей и критиков фильма немало священнослужителей. Дело не только в том, что действие картины происходит в православном монастыре, но и в том, как рассказано на экране о вере, покаянии, тайне спасения души.

Пожалуй, еще ни один отечественный фильм не вызывал такого интереса в церковной среде. В Воронеже местная епархия даже арендовала один из центральных кинотеатров города — «Спартак» и организовала просмотр для клириков и семинаристов. Во всех храмах города были вывешены объявления о премьере, на которую пригласили и исполнителя главной роли Петра Мамонова. А митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий заявил при этом, что «Остров» — очень своевременный и для России, и для всего мира фильм.

Специальные церковные сеансы «Острова» устроили и в других епархиях, в Троице-Сергиевой лавре. Впрочем, официального суждения Церковь по поводу фильма не выносила, да и не будет этого делать. Тем более что мнения о работе Павла Лунгина в церковных кругах весьма разнообразные. Кому-то «Остров» понравился безоговорочно, кто-то обнаруживает в нем и фальшивые ноты. Но большинство из тех, с кем удалось побеседовать, сходятся в одном: тут есть о чем думать и что обсуждать.

Удивляются только, как удалось режиссеру, вроде бы далекому прежде от православной темы, передать высокое напряжение духовной жизни, органично включить в современный киноязык многочисленные молитвы и церковно-славянские выражения. Такого, говорят критики в рясах, в нашем кино еще не было. А чудеса и исцеления, которые творит в фильме старец Анатолий, выглядят, по их мнению, так убедительно и естественно, как это присуще православному взгляду. Актерскую работу Петра Мамонова вообще оценивают высоко практически все. Многим священнослужителям нравятся образы двух монахов в исполнении Дмитрия Дюжева и Виктора Сухорукова, но другие, наоборот, называют их провальными. Есть и более принципиальные сомнения, о которых, в частности, говорит протоиерей Всеволод Чаплин:

— Я бы сказал, что это очень талантливый фильм, сделанный верующими людьми. В фильме блестяще играет Петр Мамонов. Видно, что он по-настоящему молится в кадре. И по большому счету играет себя — человека, раскаявшегося после многих жизненных перипетий и искренне пришедшего к Богу. Конечно, есть в фильме ошибки, связанные с незнанием церковной жизни. Абсолютно ясно, что в 70-е годы монастырская жизнь так, как она показана, была совершенно невозможна. Монастыри находились тогда в очень стесненном положении. Такого человека, как герой Мамонова, просто не взяли бы в монастырь — власти бы не разрешили.

Но самый сложный для меня вопрос следующий. Фильм безапелляционно оправдывает фигуру «старца-харизматика», которому позволено все: обманывать, игнорировать церковные правила, давать сомнительные советы, руководствоваться только своими мыслями и душевными движениями, не обращая внимания ни на что более. Герой Петра Мамонова поступает так, что мы видим добрые плоды его трудов. И это делает его положительным персонажем. Но мы знаем, что многие такие же «старцы-харизматики», среди которых есть и достойнейшие люди, приносят людям явный духовный вред и зло. Я знал нескольких таких людей, которые сначала допускали вольности, потом начинали верить, что только они имеют прямой доступ к Небу, тогда как все остальные заблуждаются, а кончали расколом и сектантством. Поэтому хотелось бы тем, кто смотрит фильм, напомнить, что не все такого рода «харизматики» обязательно несут людям лишь добро. А поверяется их деятельность плодами, которыми, согласно Евангелию, должны быть «любовь, мир, долготерпение, милосердие"… Поверяется их деятельность и соборным разумом Церкви, то есть других христиан, в том числе и церковных иерархов.

Как бы то ни было, фильм очень сильный. Я думаю, он может стать мощным миссионерским средством, в том числе в Европе, которая сегодня нуждается в слове об Истине Христовой.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Фильм «Остров» параллельно с выходом в российский прокат принимает участие в работе крупного международного кинофестиваля в Салониках. На показ этой картины в главном городском кинотеатре «Олимпион» все билеты были распроданы заранее. Местные СМИ особо подчеркивали тот факт, что эта неординарная лента закрывала престижный Венецианский кинофестиваль.

После просмотра публика наградила фильм продолжительными аплодисментами. Фильм о покаянии, о духовности тронул сердца греческих зрителей, которых роднит с русскими общая христианская вера. Официальный бюллетень фестиваля привел слова режиссера Павла Лунгина, емко выражающие суть фильма: «Моя картина — о том факте, что Бог существует. Я пытаюсь раскрыть идею новыми кинематографическими средствами…»

А ВОТ ЧТО ГОВОРЯТ О ФИЛЬМЕ «ОСТРОВ» ЕГО СОЗДАТЕЛИ:

Павел ЛУНГИН, режиссер:

— Меня часто спрашивают, почему я взялся за фильм о вере. Но не снимать кино и не думать об этом невозможно. Великая абсурдность и необъяснимая жестокость жизни захлестнули сегодня мир, дошли до такой критической черты, что поневоле ищешь ответы на какие-то главные вопросы бытия. Люди две тысячи лет говорят о вере, о спасении души, почему же мы должны умалчивать об этом, отдавая предпочтение социальным, политическим или любым другим проблемам.

Я прочитал в свое время сценарий молодого драматурга Дмитрия Соболева, ученика Юрия Арабова, — и отложил, поскольку ничего не понял. Но сама история меня сильно зацепила, и я через некоторое время вернулся к сценарию, начал думать о нем и в итоге додумался до фильма. Сценарий был более, что ли, бытовым, мы его все время сдвигали в притчу, в иносказание, в житийность. Поэтому решили снимать на русском Севере, где особо ощутимо дыхание Вечности. Вода, ветер, камни, туманы, небо, трава, скудные цветы — весь этот первозданный и прекрасный Божий мир играет в нашем фильме не меньшую роль, чем актеры.

Что до актеров, то я им всем благодарен, но если бы Петр Мамонов, с которым я работал вместе еще в «Такси-блюзе», отказался сниматься в «Острове», то и фильма бы не было. Он принес в картину пронзительную тему личного покаяния, что согрело фильм неповторимой исповедальной интонацией.

Петр МАМОНОВ, актер:

— Много чего я в своей грешной жизни делал, бегал, прыгал, а потом исполнилось мне 45 лет, и уперся я своим щенячьим носом в пустоту, в потерю смысла самого своего существования. Хорошо, что Господь не оставил меня своей милостью, и с тех пор все пошло в моей жизни по-другому. Я вообще-то в деревне живу, умными разговорами не заморачиваюсь. Знаю, что мы сняли простой, ясный фильм. Нет в нем никакой показной глубины и надуманности. На нынешнем безумном фоне он будет смотреться, как чистенький кристаллик — маленький такой, но сверкает. Мы ничего не проповедуем, никому ничего не навязываем в картине. Вот едет в тридцатиградусный мороз девушка-контролер в троллейбусе, билетики проверяет. Встала в пять утра, не выспалась, зарплата у нее мизерная, дома, возможно, дети по лавкам сидят голодные. А рядом с ней досыпают такие же усталые, замордованные люди, как и она. Вот для них мы и делали фильм. Может, «Остров» будет им духовной опорой. Ведь сегодня многим совершенно не на что опереться — не нам, умникам, а тем простым людям, на которых все по-прежнему и держится.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200 611 242 180 108


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика