Русская линия
Россiя Ксения Теляпова23.11.2006 

Церковь и подростков отделили от политики
Партии по религиозному принципу в России не появятся

Нижняя палата Федерального собрания Госдумы не разрешила создавать в России религиозные партии, а также вступать в политические партии 16-летним. Дискуссии о том, что в нашей стране необходимо создавать партии по религиозному принципу, продолжаются не один год, так же как и о том, чтобы понизить возрастную планку избирателя.

Сторонники законопроекта

Законопроект, снимающий запрет на создание в России политических партий по признакам религиозной принадлежности, был внесен в Думу депутатом Александром Чуевым (фракция «Родина»). За него проголосовали всего 32 парламентария при необходимых 226 голосах.

Защищая свой законопроект, депутат Чуев ссылался на мировую практику существования христианско-демократических, христианско-социальных и иных партий со сходными названиями. Кроме того, по мнению депутата, норма Федерального закона «О политических партиях», запрещающая создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, противоречит принципу равенства прав и свобод граждан России, предусмотренному статьей 19 Конституции.

Поправки, предусматривающие снижение возрастного ценза для вступления в политическую партию с 18 до 16 лет, был внесен в Думу фракцией ЛДПР. Эту инициативу поддержали всего 36 депутатов. Лидер либерал-демократов Владимир Жириновский, выступая в защиту предложенных поправок, высказал мнение, что участие в молодежных организациях не может заменить юношам и девушкам полноценного членства в политических партиях. «Они не хотят быть „получленами“, — заявил Жириновский. — Наши подростки угоняют машины в 14 лет, с 9 лет начинают пить и курить, а все потому, что мечтают быть взрослыми. С другой стороны, сколько у нас абсолютно недееспособных, выживших из ума взрослых людей, бездельников и лентяев, которым, однако, никто не запрещает голосовать на выборах и участвовать в работе политических партий».

Сторонников данных поправок понять можно. За ЛДПР помимо протестного электората и откровенных маргиналов голосует молодежь. В речах патриотов, к коим относит себя «Родина», нет-нет да и проскальзывают клерикальные лозунги. С точки зрения электоральной поддержки, опора на верующих — вариант, сулящий большие политические дивиденды. Ведь люди, по-настоящему религиозные, по призыву своих духовных лидеров пойдут стройными рядами к избирательным урнам. Причем, если верить последним соцопросам, более половины (54%) опрошенных россиян доверяют Русской Православной Церкви (РПЦ), а лично Патриарху Московскому и всея Руси Алексию — около 70%. Таковы результаты исследований, проведенных социологами Московского центра «Башкирова и партнеры».

Как показало исследование, религиозный интерес наиболее очевиден в Центральном округе, Поволжье и на Дальнем Востоке. Причем вопросами религиозной жизни чаще интересуется молодежь в возрасте от 15 до 30 лет. Опрос проводился во всех регионах России. Число участников опроса составило полторы тысячи человек. При этом учитывались пол, возраст и образование респондентов.

При этом руководитель отдела социально-политических исследований центра г-н Музафаров сообщил, что россияне не желают вмешательства религиозных лидеров в политическую жизнь страны, но в то же время хотели бы видеть верующих людей среди политиков.

Официальная позиция церквей

Как известно, юридически Церковь в Российской Федерации официально отделена от государства. Этот законодательный постулат сохранился и с развалом Советского Союза. Однако это не мешало церковным иерархам, и не только православным, заседать в Верховном Совете России.

Однако Церковь, не только РПЦ, но и все основные традиционные для России религиозные течения, очень твердо, по собственной воле отказалась от участия в политической борьбе, от того, чтобы поддерживать кандидатов или партии на выборах, делегировать священнослужителей в органы власти, искать «свою политическую доктрину».

Кстати, об этом вновь сказал Юбилейный Архиерейский собор, состоявшийся в 2000 году и принявший Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе выражается готовность взаимодействовать с политиками и политическими организациями в служении благу народа, но полагаются очень ясные пределы сотрудничества, не позволяющие ему превращаться в политическую поддержку.

Как выразился Святейший Патриарх Алексий II: «Конечно, такая позиция Церкви не всем нравится. Некоторые силы хотели бы использовать церковный авторитет в своих частных интересах, а значит, в ущерб другим слоям общества. Мы на такой компромисс с совестью не идем, даже если за это обещают золотые горы. Думаю, что в этом мы не ошиблись, поскольку из деятелей, жестко требовавших у духовенства исключительной поддержки, „иных уж нет, а те далече“. Также будет с теми, кто пришел им на смену. А Церковь стоит уже две тысячи лет, живя в самых разных государствах, при самых разных правителях, и будет стоять до конца земной истории. Впрочем, за последнее время политики начали уважать нейтралитет Церкви, понимая, что она намерена последовательно его отстаивать».

В чем таится опасность

Даже невооруженным глазом трудно заподозрить лидеров традиционных религиозных конфессий в отсутствии лояльности властям. Вошло в традицию, когда президент страны по большим религиозным праздникам посещает православные храмы, не обходя стороной мечети и синагоги. При этом существует определенный принцип равноудаленности. Церковные авторитеты никогда не принимали активного участия в избирательной гонке, при этом никогда не ставили под сомнение итоги парламентских и президентских выборов. С другой стороны, официальные российские власти никогда не игнорировали мнения авторитетов Церкви.

Говоря о целесообразности создания партий по религиозному принципу, депутат Чуев ссылался на мировую практику существования христианско-демократических, христианско-социальных и иных партий со сходными названиями. Однако надо принять во внимание многовековой опыт подобного рода политических образований. Эти партии, скорее, относят к умеренным консерваторам. Разрешив в России создавать партии по религиозному принципу, скорее всего, появятся партии радикального направления.

Кроме того, многие религиозные образования, не традиционные для России, которые относят к сектам, получат возможность работать с паствой, прикрываясь партийными билетами. Такая «гремучая смесь» из религии и политики может привести к самым неожиданным последствиям, которые даже трудно спрогнозировать. Вероятно, поэтому российские законодатели решили благоразумно оставить все как есть.

http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5237&Itemid=67


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru