Русская линия
Литературная газета Алексей Шорохов,
Александр Старых
23.11.2006 

Из духовного морока

Наказуемы ли у нас психологическое насилие и преступная манипуляция сознанием? Как защитить наших соотечественников от новых грабовых и абаев, а также от всевозможных «партвождей», заражающих своих последователей ложными идеями? Об этом опубликованные в «ЛГ» статьи И. Гамаюнова «Поработители душ» (N 33), Л. Аннинского «Вывихи и костоправы» (N 37), А. Мелихова «Незрячие надежды» (N 37), В. Гульдана «В обмен на свободу?» (N 39−40), С. Голубевой «Куда уходят «капитаны семейных кораблей» (N 43), М. Бакунина «Шарлатанство на марше» (N 43) и публикуемые сегодня отклики.

Алексей ШОРОХОВ

Статьёй Игоря Гамаюнова «Поработители душ» «Литгазета» продолжила многолетнюю дискуссию о последствиях оккультной революции в истории постсоветского общества.

И, что более важно, — о путях преодоления уголовно-правовой апатии государства в отношении к палачам и жертвам этой «тихой гражданской войны». Тут младореформаторским тезисом: «коммунистический лес рубят, в души щепки летят» — уже не отделаешься.

ТЕЛЕВЕДЬМАКИ НА ЭКРАНЕ

Кстати, о младореформаторах… Если кто подзабыл, напомню: похороны советского режима проходили не под рыдающий пафос «Интернационала», а под тошнотворно-усыпляющие телевизионные камлания Кашпировского. Да и поминали русский коммунизм не водкой, а водопроводной водичкой, заряженной Чумаком. Заряженной по главным телеканалам страны. Кто дал отмашку, догадаться нетрудно.

Труднее честно сформулировать вопрос: что же на самом деле было раньше — регламентированное Центральным Комитетом Коммунистической партии телебеснование многомиллионного советского народа или истерические митинговые вопли с последующим явлением грязно-зелёных танков на улицах Москвы? И кто кому поспособствовал?

Я думаю, что нормальные люди с невзбаламученными душами просто посмеялись бы речам гайдаров-собчаков-чубайсов, да и разошлись бы по домам смотреть очередной чемпионат мира по хоккею, где в очередной раз сборная СССР громила бы всех на пути к неоспоримому золоту…

Впрочем, чего греха таить, в те поры всякое лыко шло в строку — и широкоэкранное душевредительство телеведьмаков, и порноподвальные вестницы заокеанской демократии в замызганных видеосалонах, и доморощенные интердевочки, как предел комсомольских мечтаний о шведском социализме и общечеловеческом интиме.

…Но и — правда о преступлениях режима. И просто чернушная правда рабочих микрорайонов, лагерных песен и затуманенных алкоголем и парами клея «Момент» мозгов.

ПОСЛЕ «ПЛЕНА ЕГИПЕТСКОГО»

Есть ещё один важный аспект, который нельзя не отметить. Говоря о жертвах тоталитарных сект и психоделическом терроре в современной российской действительности, мы должны понимать, что в первую очередь и главным образом речь идёт о душевном здоровье русского народа, который по-прежнему составляет 80% населения России и является государствообразующим. Стало быть, в восьми из десяти случаев пагубного психического воздействия на адептов тех или иных изуверских сект в жертвах оказываются русские. А на практике даже чаще.
Разумеется, это не значит, что вовлечение в секту татарина или еврея менее страшно, — гибель или незаживающая рана любой души человеческой страшна и непоправима, просто корень этой беды не в них, а в нас.

Семидесятилетие воинствующего атеизма и духовного морока не прошло и не могло пройти даром ни для одного из народов Российской империи, и в первую очередь — для русского. Собственно, первейший признак религиозного варварства, это «неразличение духов», неумение разобраться в оккультном супермаркете современности, доверчивое внимание к продавцам в овечьих шкурах, но с серыми когтистыми лапами.

И именно такой была реакция большинства наших соотечественников на следующее утро после коммунизма. Даже колбасно-обёрточное цветение на постсоветских прилавках явилось не с такой скоростью и не в таком всесокрушающем обилии, как оккультная и псевдомистическая литература, затопившая СССР и окрестности. Может быть, и неслучайно…

И получается, что из долгого изнуряющего «плена египетского» мой народ сразу, как был духовно голым, угодил на «торжище вавилонское», и было ему последнее горше первого. Остались в пустыне жестоковыйные фараоны, забальзамированные до Второго пришествия в своих пирамидах-мавзолеях, расступилось и снова сомкнулось, поглотив Крым, Чёрное море, и только одно оставалось неясным — где же тот Моисей, что возвратит нам скрижали Завета?

О КОЛДУНАХ И ПЛАМЕННЫХ «БЕЗУМЦАХ»

Вот поэтому и показался мне самым характерным из откликов на статью Игоря Гамаюнова отклик непримиримого адвоката литературных комиссаров ХХ века, язвительного златоуста современности Льва Аннинского.

Само название статьи — «Вывихи и костоправы» — могло в равной степени слететь и с пера Чехова, и с языка деревенского фельдшера-коновала. Безусловно, в шутку, играючи. Однако ж не воробей — вылетело. Так же играючи и о выборе, который был, по мнению Льва Аннинского, у России в 1917 году: коммунисты или черносотенцы? Пламенные «безумцы» (это прагматик-то Ленин с диетическим молочком в ссылке?) или оборотистые сатрапы (Розанов, умирающий от голода в Троице-Сергиевой лавре)…

Такое игривое сопоставление длинного и холодного лично мне чем-то напомнило известный лозунг «Голосуй или проиграешь», информационная технология сходна. И ведь в обоих случаях «проголосовали"… и проиграли. Впрочем, может, это и от игривости.

Как и идеологемы о том, что «этот народ» по-другому (то есть без пламенных «безумцев» с наганами) «в ряды» не построить (я как будто это уже читал?), и упрямое отождествление «попов» с психоаналитиками, аутотренинга — с психическим порабощением, а Церкви Христовой — с буколической цветочницей, раздающей индивидуальные пакетики со счастьем.

Безусловно, многое простительно атеисту, но нельзя же так грешить против формальной логики!

О каком «счастье» или его безоблачной видимости, покрывающей трагизм бытия, может идти речь в христианстве, когда Сам Христос, Глава Церкви, закончил Свой земной путь на кресте между двух уголовных преступников? Когда почти все без исключения ученики Его совершили этот же путь? В том числе и тысячи «попов», расстрелянных пламенными «безумцами» начала века…

Ну да ведь в парадигме «голосуй, а то проиграешь» важно, чтобы проголосовали, а выиграют они после этого или проиграют, — дело десятое, тут что колдуны, что пламенные «безумцы», всё редьки не слаще!

КУДА НАМ ДВИГАТЬСЯ?

Однако нравится это кому-то или нет, а мы меняемся.

Да, ещё возможно появление на экране Грабового — но уже не перед «Спокойной ночи, малыши!», а в криминальных новостях.

Да, ещё гневаются на тех, кто пожелал обучать своих детей «Основам православной культуры», правозащитные организации со смутным финансированием — ну так что ж? Почему им, этим организациям, не поинтересоваться соблюдением прав человека в Ираке и Афганистане, в Косово и Нью-Мехико?

Ведь ещё совсем недавно автору учебника «Основы православной культуры» (ОПК) Алле Бородиной те же самые правозащитники грозили уголовным делом, теперь же ОПК вводят в школьную программу многие регионы России. Тем более что российское законодательство гарантирует гражданам РФ это право — право на изучение основ родной культуры и религии в рамках регионального компонента.

А желание такое есть. Что и подтверждается данными Всероссийского центра исследования общественного мнения (май 2006 года): 52,7% россиян настаивают на особой роли православия в РФ; 47,4% хотели бы, чтобы Церковь более активно влияла на духовную жизнь общества; 34,8% считают, что православие должно иметь «особые права» на территории РФ, а 17,9% считают, что православие должно быть стержнем российской государственности.

И это должно находить соответствующее отражение в законодательстве, в том числе и в той его части, что связана с деятельностью деструктивных сект.

Таким образом, можно с несомненной надеждой констатировать — эпоха атеизма и последующего псевдорелигиозного оккультизма в нашем Отечестве проходит. Русский народ и другие православные и неправославные народы России, возвращаясь из семидесятилетнего «египетского плена» и со всесветного «вавилонского торжища», хотят знать свою культуру, свою историю, свою религию в полном объёме; хотят знать, кто мы и откуда, чтобы твёрдо осознавать, куда нам двигаться дальше.

Ясновидец в натуре

Александр СТАРЫХ

«ЗАВЕЛИСЬ ВИРУСЫ…»

Дверь в квартиру на улице 70-летия ВЛКСМ открывает молодой, лет двадцати с небольшим, человек. У Сергея Фурцева свежее лицо хорошо выспавшегося среднестатистического россиянина и зелёная пижама, в которых ходят хирурги. У себя в квартире Фурцев ведёт приём больных.

На диване сидит усатый пожилой мужчина. Он работающий пенсионер, помощник кузнеца. Его натруженные руки проводами прикованы к переносному компьютеру, стоящему на табурете.

Никогда не болевший кузнец в последнее время стал просыпаться по ночам. Приняв это за дурной знак о надвигающихся болезнях, он (вот загадка русского характера!) отправился не к участковому терапевту, а, как в древние времена, к доморощенному целителю. Природное стремление к метафизическому решению проблем посетителей здесь услужливо подогревается соответствующей атрибутикой.

В метре от компьютера на столике — иконы и горящая свеча в подсвечнике с легкомысленными завитушками. Святые образа наступают на занедужившего гегемона клином, как тевтонские рыцари перед Ледовым побоищем: впереди Богоматерь со Спасителем, за ними Николай Угодник с Серафимом Саровским, а позади Все Святые Просиявшие в земле Русской.

Лики на иконах с укоризной смотрят на кузнеца, но он этого не замечает. На экране ноутбука в ядовитых красках возникают рисунки внутренних органов. Лекарь тыкает в какие-то точки на теле кузнеца прибором, похожим на козью ножку дантиста, и читает надписи, возникающие на экране. Умная машинка, правда, ничего особенного не сообщает. Смысл её изречений в целом можно свести к банальному выводу: пациент, скорее, жив, чем мёртв.

Сергей многозначительно намекает на то, что и без компьютера может всё сказать о болезнях. Потому что два года назад сильно стукнулся головой при аварии и после сотрясения мозга стал видеть, как рентген, а машинка ему нужна в основном для недоверчивых клиентов.

Эту историю мы, кажется, уже где-то слышали. Но для недоверчивых у Сергея не только компьютер. С улыбкой авгура он протягивает нам толстый альбом со своими многочисленными сертификатами, дипломами и свидетельствами.

— Тут меня недавно в Лондон звали, — небрежно говорит кустарь-одиночка. — Они не могут понять, как воду заряжать и убирать онкологию…

Слегка ошарашенные терминологией целительства, начинаем вчитываться в лощёные и крикливо яркие документы. Один документ чуднее другого. Вот ламинированная картинка с печатями диковинной академии «проскопических наук» имени Нострадамуса подтверждает, например, все другие не подтверждённые ещё никем сверхъестественные способности её обладателя.

К этому документу подколото письмо, деловито предлагающее услуги и другим «лицам, владеющим ясновидением, яснознанием, предвидением, радиоэстезией (биолокацией), занимающимся диагностикой состояния здоровья людей, предсказанием и предвидением событий и состояний в настоящем и будущем» и т. д., и т. п.: «Вы можете оформить заявку, внести средства и получить соответствующие документы: сертификат специалиста, дипломы проскописта и знахаря».

Оказывается, всё так просто, и времени, судя по количеству дипломов, много не занимает. Оно здесь напрямую соответствует поговорке «Время — деньги».

— А медицинское образование имеется? — спрашиваю у прыткого ясновидца.

Традиционного, как оказывается, нет. За плечами Сергея только Кувандыкский лицей, где ему привили навыки автомеханика, и служба в армии. На все остальные «учёбы» он, выходит, потратил года два от силы.

— У вас иммунная система забита и поэтому завелись вирусы, — пытаясь блеснуть знаниями, говорит он затосковавшему от компьютерной «непонятки» кузнецу.

Мужчина напрягается, пытаясь вслед за лекарем вообразить что-то вроде домашней канализации, которую время от времени приходится прочищать. Похоже, обоим невдомёк, что иммунитет — это всего лишь невосприимчивость организма к различным инфекциям и отравам и потому «забиться» никак не может, а вирусы в огромном количестве и ассортименте живут в любом живом организме.

Кузнецу велено раздеваться и готовиться к массажу…

А в квартиру входят уже следующие страждущие: родители вносят на руках обезножевшую девочку лет шести. По виду небогатые мать и отец отчаялись ходить по врачам. К целителю, живущему на улице 70-летия ВЛКСМ, они приходят не в первый раз.

— Что, помогает? — спрашиваю.

— Надеемся, поможет, — уклончиво отвечает мать девочки.

«Блажен, кто верует…» В коридоре на столике лежит пятисотрублевая бумажка. До этого её не было. Судя по всему, это гонорар от кузнеца. Интересно, сколько лекарь возьмёт с родителей больного ребёнка? Ведь в таких случаях надежда заслоняет разум и за ценой обычно не стоят.

МИНЗДРАВ НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

— Такое целительство вне закона, — прокомментировала описанную ситуацию и.о. председателя лицензионного комитета при Главном управлении здравоохранения Оренбургской области Н.И. Толокнянник. — Судя по всему, даже документы у этого «целителя» не соответствуют установленным образцам. В любом случае в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан право на занятия народной медициной имеют лица, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения. И заниматься целительством эти лица имеют право лишь на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом.

— В Оренбургской области нет ни одного целителя с нашей лицензией, дающей право на лечебную деятельность, — добавляет Надежда Ивановна. — Из тех немногих, кто обращался в комитет, никто не имел ни соответствующей подготовки, ни образования, ни требуемых законом документов.

То есть занятия такого рода должны пресекать милиция и прокуратура, а суды карать в зависимости от тяжести последствий вплоть до уголовной ответственности. Но доказать вину здесь ещё труднее, чем, скажем, в случае со взяткой. Больной, как правило, сам разыскивает целителя и навязывает ему деньги, не требуя гарантии успеха. Ведь каждый знает: «Врач не Бог — пришёл, увидел, не помог». По этим причинам у нас в Оренбургской области практически нет уголовных дел в отношении лжецелителей.

Самым пугающим в нынешней ситуации со здравоохранением представляется даже не появление на арене «слесаря-гинеколога», как грубо шутили раньше (теперь это, увы, уже не шутка), а сама традиционная медицина, с готовностью взявшая на вооружение и шаманские бубны, и знахарские рецепты, и прочие оккультные штучки, которые ещё недавно сама считала отпетым мракобесием и шарлатанством.

Компьютер с программой аккупунктурной диагностики в руках целителя с улицы 70-летия ВЛКСМ — не единственный в нашем городе. Подобные аппараты и программы есть во многих поликлиниках и больницах. Они, как объяснила Н.И. Толокнянник, разрешены Минздравом для применения в рамках профилактической медицины на стадии ранней диагностики заболеваний.

Речь в данном случае идёт не о точности диагноза, а о научном или не научном подходе (а иначе для чего медицина, если она не наука?). Машинка Сергея Фурцева выпущена Уральским ННП «Альтаим» в г. Екатеринбурге, о чём у него имеется сертификат (стоит, кстати, она 46 с половиной тысяч рублей. Попробуйте представить себе человека, который покупает её, чтобы бесплатно помогать людям).

В Интернете имеется пространное объяснение методики «РОФЭС-диагностики», используемой в продукции «Альтаима» (к слову, и многих других предприятий). Основополагающими терминами здесь являются понятия «чакра», «аура» и даже «карма», имеющие хождение исключительно в восточной медицине, которая в отличие от европейской является неотъемлемой частью восточной же религии.

В списке научной литературы, имеющей отношение к описываемому методу, стоят такие имена, как Чарльз Ледбитер и Елена Блаватская. Если кто не знает, во второй половине XIX века эти люди создали в Лондоне международное теософское общество, члены которого исповедовали оккультизм, спиритизм (вызывание загробных духов) и прочие вещи, за что христианская церковь объявила их сатанистами.

И это ещё не всё. В том же Интернете полно объявлений о том, что кандидат медицинских наук снимает порчу, наговор и чуть ли не гадает по картам таро. Что это? Капитуляция современной медицины перед Средневековьем?

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg472006/Polosy/122.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru