Православная газета г. Екатеринбург | 22.11.2006 |
Некоторое время преподобная жила в обители спокойно, в трудах и молитвах. Но однажды открылось, что она женщина, и ей пришлось оставить монастырь. Тем временем Домициан всюду разыскивал свою жену, обходя города, селения и монастыри. Узнав, что она поселилась в Емесской обители, он решил хитростью выманить ее оттуда. Домициан послал человека сказать, что ее ждет паломник, желающий поклониться и получить благословение. Преподобная расспросила о внешности пославшего и узнала в нем своего мужа. Она спешно удалилась в Иерусалим, но Домициан продолжал преследовать ее. Тогда она перешла на Синай, где муж ее уже больше не беспокоил, видя неудачу и бесполезность своих исканий.
Последние годы жизни преподобная Матрона провела в Константинополе. Стяжав от Бога дар исцелений, она употребляла его на пользу страждущих и помогала очень многим. Преставилась преподобная в 492 г., будучи 100-летней старицей.
Житие преподобной Матроны, много претерпевшей от мужа за свою благочестивую жизнь, побуждает нас задуматься о том, как мужья должны относиться к своим женам.
Добрый муж живет в мире и согласии со своей женой. Любит и уважает ее, обращается с ней как с единственной подругой жизни, как с доброй хозяйкой и матерью своих детей. У таких супругов все общее: и радости, и печали, и труд, и отдых. Добрый муж не только сам не оскорбляет свою жену укорами или бранью, а тем более побоями, но и не терпит обиды, нанесенные его жене кем-либо посторонним — несомненно, вступится за нее. Такого мужа и жена любит и почитает как главу семейства, как незаменимого защитника и покровителя. Счастливы такие супруги, счастливы и их дети. Божие благословение почивает на такой семье.
Но много ли у нас таких счастливых супружеств, таких добрых семейств? Немало замужних женщин с тоской вспоминают о своей девичьей жизни в доме отца и матери, жалея о своем замужестве и отговаривая от него других. Почему же так бывает? Не оттого ли, что мужья обращаются с ними совсем не так, как заповедал Господь: как с данными Им подругами жизни? Многие мужья, к сожалению, забывают слова апостола: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Ефес. 5, 25) и обращаются с женами хуже, чем с кем бы то ни было.
В оправдание своей жестокости и несправедливости нередко такие мужья говорят: «К недобрым женам иначе и относиться нельзя, их таким образом и надо учить уму-разуму». Но даже если жена действительно недобрая — распутная, пьница, нерадеющая о своей семье — истинный христианин должен смотреть на нее с состраданием, а не с ненавистью, учить ее уму-разуму, но не побоями и бранью.
К тому же, если жена недобрая, кто же, в первую очередь, виноват в этом, как не сам муж, являющийся главой семьи, хозяином дома, — наделенный от Бога более крепким умом и твердой волей и уполномоченный большей властью в семье? Почему же он не учит жену быть доброй? «Ну, так вот мы и учим», — скажут такие мужья. Но разве это ученье? Брань и побои в таком случае — это желание не исправить, а, скорее, выместить злобу и раздражение. А злом никогда не сделать добра. Бояться такого мужа жена будет, но любить и уважать — никогда. Она будет забитой служанкой, но не искренно любящей супругой.
Таким образом, если мужья искренно хотят исправить своих жен (если они действительно нуждаются в таковом), если хотят видеть своих жен добрыми и иметь мир в семье, то, исправив прежде всего себя, должны быть более снисходительными и ласковыми и любить их истинной христианской любовью.