Русская линия
Русский дом Александр Вдовин22.11.2006 

Семья — пережиток или панацея

Тезис «Никто, никому ничем не обязан!» — получил идеологическое и правовое подкрепление в общественной жизни, разрушая тем самым единство людей.

На приёме у психолога — мама с сыном. Мама озабоченно говорит: «Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки, да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, всё есть. Себе во многом отказывала… Скажите, а может, у него это наследственное? — Папаши тоже дома не найдёшь. То работа, то компания. Как жить, ума не приложу?..».

Знакомая картина, не правда ли? Наверное, сейчас невозможно найти человека, который не сталкивался бы с подобными трудностями, если не в своей семье, то у родственников или знакомых, это уж точно. Причём данная проблема проявилась не сейчас, а скорее в конце 60-х — начале 70-х годов, но тогда не в столь явном виде. Самоустраниться она не могла, сказывалось влияние внешних социально-сдерживающих факторов, происходило скрытое развитие тенденции к разрушению и деградации семьи как важнейшего условия существования человечества.

С победой демократии, а точнее, анархии, сдерживающие факторы были устранены, и процесс развала семьи принял форму эпидемии, негативные последствия которой трудно переоценить, и которая по своему значению превосходит проблему СПИДа, наркомании, преступности, потому что является их причиной.

Так что же такое семья и брак?

В современном понимании: «Брак — это законное оформление супружеских отношений между мужчиной и женщиной, с их взаимответственностью за здоровье и благополучие детей и друг друга». Однако сейчас, в общественном сознании, семья и брак — понятия далеко не тождественные. Семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки — без создания семьи.

Почему это происходит? Ответ чаще всего один: брачные отношения между супругами — это прежде всего обязательства. Следовательно, отказывающиеся от брака, в супружестве, отказываются прежде всего от взаимной ответственности. Решение вступить в упорядоченные супружеские отношения продиктовано удобством, по принципу: «ты — мне, я — тебе». Здесь сложно говорить о любви, по крайней мере, — о взаимной. Ведь любящий ни на секунду не сомневается, что он должен провести с любимым человеком всю оставшуюся жизнь и не в состоянии просчитывать другие варианты. В противном случае мы имеем дело с проявлением, в той или иной степени, эгоизма. В лучшем случае одностороннего, в худшем — обоюдного.

Эгоизм (!) — вот корень всех зол и причина падения человечества. «Я» — прежде всего. Личное благополучие в сознании такого человека выступает на первый план. Эгоист все события в своей жизни оценивает только через собственную выгоду. В контакте с таким человеком трудно удержаться, чтобы не принять его манеру поведения. Всегда возможен риск психологического заражения, особенно у лиц с нестойким душевным иммунитетом к данной «заразе». Дети, рождающиеся в таких семьях, изначально не обладают духовно-нравственной защитой; сталкиваясь с отношениями между родителями, где есть уход от обязательств, поиск выгоды, отсутствие надёжности, эгоизм, чаще всего закрепляют опыт своих родителей и даже превосходят их в поисках свободы от обязательств, одновременно попадая в рабство от собственных страстей.

Метафизически эгоист — антипод Христа. Вместо «возлюби всем сердцем Господа Бога и ближнего своего» эгоист заинтересован только в удовлетворении собственных потребностей. А кто такой антихрист? — Это воплощение в человеческом облике сатаны. Таким образом, эгоист, сам того не подозревая, становится слугой дьявола, даже не будучи религиозным человеком.

Но многие психологи и педагоги скажут, что эгоцентризм — это базовый (начальный) способ отношения человека с окружающим миром, а в некоторых случаях — субъект личностно не созревает и не переходит на другие формы организации межличностных отношений.

Отсюда вывод: эгоизм — это форма существования незрелой личности. Да, но сколько боли, бед и трагедий лежит за этим «сухим» понятием.

А кто же должен обеспечить рост личности, её духовную и душевную зрелость, как не семья? Семья, по определению святых отцов", — есть малая церковь, а как скоро сама Церковь есть «тело Христово» и создана Богом для спасения человечества от погрязания во зле, то и «малая церковь» направлена на спасение души в мире страстей. И вступающие в христианский брак, прежде всего, берут данные обязательства перед Богом и друг другом. Труд же по добросовестному выполнению семейных обязанностей очень весом. Ведь не зря благочестивая супружеская жизнь приравнивается к подвигу и является путём спасения души и самосовершенствования наряду с монашеским восхождением к Богу.

Если рассмотреть православную семью с психологической точки зрения, то это идеальная структура, как внутренне — для совершенствования личности супругов, гармоничного развития детей — так и внешне; православная семья — это основа для существования государства и человечества, подразумевающая добросовестное выполнение обязанностей, способность к самопожертвованию ради семьи. Христос же является незыблемым авторитетом и примером для подражания.

Отец также отвечает за дух семьи, мать является как бы душой семьи, обеспечивая формирование доброты, чувственности, милосердия. Отношения между родителями являются примером для подрастающих детей. Авторитет отца — неумаляемый, а подчёркиваемый матерью, есть источник внутренней духовной цензуры и духовного иммунитета против страстей и нравственного падения детей.

Отношения истинной любви в семье наполняют её радостью. Человек, вышедший из такой семьи, не ищет праздности и утехи, а ощущает себя звеном в цепи благочестивого рода. Ведь ему выпала честь и ответственность сохранить и продолжить дело родителей. Поэтому их потомки в своей семейной жизни сориентированы на любовь и ответственность перед Богом и родом за свой выбор. Ответственность перед родом подразумевает способность духовно и материально обеспечить воспитание детей и старость родителей.

Для перечисления всех отклонений от православного понимания семьи потребуется много времени, поэтому назовём главный — эгоизм, подразумевающий и непочитание стариков, родителей, сверстников и вообще людей.

Что делать тем, кто уже осознал свои семейные проблемы? Ответ один: начать с себя, — что сделать бывает очень сложно. По словам преп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Исправляется тот, кто понимает всю гибельность положения. Контакт психолога с родителями, родственниками чаще всего и заканчивается данной рекомендацией. Человек оказывается не готовым признать свою повреждённость. Для него проще сохранить всё как есть.

Кто понимает необходимость самоисправления как первого шага к исцелению всей семьи должен понять, что основную ношу и крест понесёт он сам. В отношениях с детьми нужно помнить, что каким бы ни было поведение детей, нельзя доводить до разрыва с ними. Ведь это «Ваше творение». Даже в самом отчаянном положении надо быть готовыми, что ребёнок обратится к вам за помощью, когда почувствует, что он не нужен никому, кроме матери или отца. Тогда и нужно действовать, а до того осуществлять подготовку этого шага, самоисправляться. И тогда в общении с Вами ребёнок, может быть, впервые поймёт, что такое настоящая радость и чем она отличается от «кайфа», к которому он стремится.

А пока используйте каждое мгновение, когда ребёнок стремится общаться с вами, не откладывайте на потом. Более важного дела для родителей, чем воспитание детей, не может быть. И материальные проблемы не могут ставиться выше духовных.

При общении с ребёнком помните, что все ваши наставления и пожелания могут быть действенными, если вы сами живёте по тем же принципам. В общении с другими людьми старайтесь быть милосердными, учтивыми, чтобы ребёнок, подражая вам, старался быть добрым, сострадательным. Необходимо помнить, что ребёнка вы воспитываете одновременно для себя, общества и Бога. Невозможно вырастить ребёнка хорошим только для родителей. Поощряйте проявление доброты, разумной щедрости, какой бы материально накладной она вам ни казалась. («Не оскудеет рука дающего!»)

Не допускайте конфликтных ситуаций в присутствии детей. Если ваш супруг или супруга этого не понимают, будьте готовы к тому, что вам придётся уступить. Обсудите этот вопрос на «холодную» голову и чаще всего конфликт будет разрешён в пользу истины. («Не в силе Бог, а в правде».)

Не забывайте молиться о вразумлении детей и укреплении семьи. Ведь человек предполагает, а Бог располагает. И если вам удастся воцерковить семью, найти опытного духовного наставника из священнослужителей, то многие проблемы вас не коснутся и уже точно не будут неразрешимыми.

Вы должны уяснить для себя следующее: соблюдение нравственных законов есть незыблимое условие существования человечества. По падении человека они формировались откровениями, посланиями через пророков, наконец, Богочеловеческим воплощением Иисуса Христа. Тогда и были окончательно сформулированы основные духовные заповеди существования человечества в образе Христовой Церкви. Семья, согласно Христианскому учению, есть «малая церковь». Супружеские отношения и семья гармонично могут развиваться, если только не противоречат основному православному закону. Гармоничность семьи и определяется соответствием этому закону. А вот насколько ваша семья может называться православной, решайте сами.

http://www.russdom.ru/2006/20 0611i/20 061 125.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru