Пресс-служба Псковской епархии | Протоиерей Виталий Герусов | 22.11.2006 |
Воскресное Евангелие на 23 Неделю по Пятидесятнице, которое читается в нашей Церкви 19 ноября, рассказывает нам, как пришел человек ко Господу именем Иаир, бывший начальником синагоги. Мы читаем Евангелие и не представляем, в какой социальной, бытовой среде это происходило, что значит быть начальником синагоги, который «пад при ногу Иисусову, моляше Его внити в дом свой». Он пришел к Иисусу, будучи иудеем, потому что у него была дочь лет двенадцати, одна дочь и та была при смерти. Он пришел к Иисусу Христу не от хорошей жизни, он пришел от безысходности.
И сразу следом Евангелист Лука описывает второе чудесное событие: «женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть изцелена. Подойдя сзади, коснулась края риз Его, и тот час истечение крови у нее приостановилось, и сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне?…Прикоснулся ко Мне некто, ибо я чувствовал силу, изшедшую из Мене. Женщина видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, падше пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас изцелилась. Он сказал ей: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Иди с миром».
В то время, как Господь исцелил кровоточивую женщину, Иаиру сообщили, что дочь его умерла: «не утруждай Учителя». Но Господь сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и спасена будет». В дом Иаира Иисус Христос вошел только со своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом, и с отцом и матерью отроковицы. Все плакали и рыдали, но Он сказал: «не плачьте, она не умерла, но спит», и «все над Ним смеялись, зная, что она умерла, Он же, выгнав всех вон, и взяв ее за руку, возгласил: девице, встань! и возвратился дух ея, она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И подивились родители ея, Он же повелел никому не сказывать о происшедшем» (Лк, VIII, 41−56).
Во время пришествия Господа на землю, народ дошел до крайности в нуждах своих, как в телесных, так и в духовных. И не сила закона, ни сила человеческого разума, сила цивилизации уже не могли спасти людей от этого гибельного состояния. Мы видим, что и люди высокого социального уровня, такие, как начальник синагоги были безсильны перед роком жизненных ситуаций, и люди бедные, и люди верующие и не верующие- все были на грани. Господь же, проповедуя по всей земле Израильской, постоянно был с этими людьми все эти три года. Не было мгновения, когда бы Господь не находился в окружении людей, стремящихся к Нему получить от Него благо, потому что Бог есть благ, и от Него постоянно исходит благо. Это чувствовали люди на интуитивном уровне, даже такие, как начальник синагоги, который пришел к Господу за помощью, хотя для книжника — иудея это было нарушением закона. Он пришел, может быть, и, не осознавая почему, но, чувствуя, что здесь ему помогут.
Почему 12 лет кровоточила жена, почему дочери Иаира 12 лет? Потому что такая двенадцатилетняя продолжительность болезни показывает всю безпомощность врачебных сил, безпомощность молитвы иудея. Почему Господь обратил внимание, когда кровоточивая женщина коснулась риз Его? Господь не отверг женщину в нечистоте, потому что Он зовет к себе не праведников, но грешников, и «не здравые, но больные нуждаются во враче», говорит Он. Господь показывает здесь, что Он является законодателем и упразднителем закона, и Он — Врачеватель.
Чудо воскресения — это величайшее чудо не единственное в Евангелии. Эти великие чудеса Господь являет жестокосердным иудеям для их ожесточенных сердец, а, чувствуя силу изшедшую при касании больной женщины, Он показывает всем тайное, ставшее явным. Мы все хотим подойти к Господу «сзади», без покаяния и очищения сердца, «без очереди».
И в этих двух случаях чудес, мы видим, что Господь, требует от приходящих к Нему, только веры. Только веры. Он не требует здесь покаяния, добрых дел… А что можно требовать от женщины, которая за двенадцать расточила все свое имение врачам, она нищая, и Господь проявляет свое милосердие, проявляет любовь к этой женщине, которая уже умирает, но для нее эти движения к Господу сквозь плотную, огромную толпу, чтобы просто прикоснуться к краю Его риз — подвиг веры.
Более того, женщина кровоточивая, оказавшаяся в народе побивалась камнями, она не имела права выходить к людям. Но ее вера, что Господь спасет ее, была живой, и приравнивается к подвигу. То же и к начальнику синагоги: он состоятельный еврей, но Господь от него ничего не требует. Также и мы должны, подобно Господу, помогать ближнему, не требуя от него ничего. «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя!» Вера спасает, как мы видим из этого евангельского чтения, спасает даже в самые отчаянные моменты жизни, когда нам говорят, что все рухнуло — «не утруждай Учителя, дочь твоя уже умерла» — мы должны все равно уповать на милость Божию и верить, что Господь приведет нас ко спасению.
Сейчас часто болеют наши дети, больницы переполнены — все болеют, но, если спросить, кто из больных детей причащается, какой процент? Боюсь, очень маленький, если вообще будет. А ведь Господь ждет детей: придите за пятнадцать минут до причастия и причастите ребенка, это совсем нетрудно, денег для этого не надо. Не приходят. Можно причастить и в больнице, и на дому, было бы желание родителей. «По вере вашей дано вам будет». Где наша вера? Вера — это дар, и дается он, когда Господь видит, что человек примет этот дар, но все равно Он стучит в сердце абсолютно всем…Господь настолько всемогущ, что мы знаем много примеров, когда дети исцелялись после причастия. Причащайте детей, приводите в храм Божий младенцев, но обязательно с крестиками, а девочек в платьицах. У меня семеро детей и я постоянно их причащаю, постоянное причастие детей — самое лучшее средство от болезней и недугов.
В евангельском событии воскрешения дочери Иаира, Господь сразу дал ей есть, чтобы все убедились в том, что это не обман, не иллюзия, как некоторые шаманы исцеляют мертвых, поднимают их, но это бес каким-то образом поднимает человека, но не воскрешает. Здесь же показано, что Он не только ее воскресил, но и полностью исцелил. Когда организм болен — есть не хочется.
Но почему Господь предостерегает о том, чтобы никому никто не говорил о происшедшем чуде? Господь Сердцеведец видел, что на тот момент рассказывать о чуде не спасительно и не полезно. Как считают Святые отцы, «предосторожность необходима еще и для того, чтобы преждевременным разглашением необычайных чудес не возбудить и не раздражить мечтательных представителей народа о царственной силе.
Злоба фарисеев и книжников против Иисуса Христа в это время значительно усилилась, а слух о величайшем чуде воскресения еще больше раздражил бы их. Они решились уже не признавать Иисуса Христа Чудотворцем и распускали слухи о том, что необыкновенные дела он совершает силой князя бесовского. Излишняя известность чудесных событий могла помешать его дальнейшему служению, поэтому Господь иногда остерегал исцелившихся и воскресших рассказывать народу о том, что с ним произошло».
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2482