Правая.Ru | Денис Ступников | 22.11.2006 |
Незадачливого покупателя буквально завалили абсурдными репликами и неоправданными насмешками. Самозванные респонденты наперебой демонстрировали свою дремучесть, достойную сюжета самого трэшевого американского фильма ужасов. Например, один «умник», выдавая полное незнание Таинств Церкви, издевательски посоветовал окропить клавиатуру святой водой и загнать в системный блок осиновый кол. Немногим более оригинальным оказался ещё один юзер, заметивший, что «макинтоши» имеют бесовскую природу, так как их символом является надкусанное яблоко с Древа Познания. Несмотря на полную бредовость этого высказывания, в нём хотя бы содержится слабая и наивная попытка символического постижения действительности.
А ведь потребительская цивилизация, наводнившая всё вокруг сиюминутными предметами и устроившая, по меткому выражению Юрия Шевчука, «одноразовую жизнь в мiре номер раз», действительно менее всего располагает к обнаружению в вещах их тайного и незыблемого смысла. Подобную тенденцию заметил ещё французский постструктуралист Жан Бодрийяр, который в монументальном труде «Система вещей» закономерно сомневался: «бытовые вещи стремительно размножаются, потребностей становится всё больше, процесс производства заставляет вещи рождаться и умирать всё быстрее, в языке не хватает слов, чтобы их именовать. Так возможно ли расклассифицировать этот мир вещей, возможно ли создать его дескриптивную систему». По Бодрийяру, упрощение дизайна предметов, упор на их функциональное значение предельно сузили ассоциативное поле, присущее каждой вещи. В итоге и человек, растрачивает своё внутреннее богатство, становясь лишь практическим придатком вещей.
Намечается парадоксальная тенденция: чем сильнее обесцениваются и обессмысливаются объекты материального мира, тем больше человек к ним привязывается и тем труднее ему разглядеть за их невзрачной оболочкой нечто большее. Не менее удивительно прозвучит и обратный вывод: христианская идея нестяжания не распространяется на дорогие (не обязательно в денежном эквиваленте) эстетически значимые артефакты, показывающие живую связь людей с Традицией. Милостивый Господь отнюдь не вынуждает всё человечество резко отказываться от любых земных сокровищ. Но через освящение предметов происходит их выламывание из привычного зримого контекста. Они как бы получают особую потустороннюю перспективу, возвышают ум их обладателя к горнему.
Вот простой пример. В книге «Система вещей» Бодрийяр писал: «Исчезла и ещё одна вещь — семейный портрет, свадебная фотография в супружеской спальне, ростовой или групповой портрет хозяина дома в гостиной, развешанные повсюду изображения детей». Как вернуть семейному портрету былое значение? Молодой человек приобретает медальон с иконой Казанской Божией матери, вставляет внутрь фотографию любимой девушки и несёт освящать украшение в православный храм. С этого момента пара, конечно, оказывается под благодатным заступничеством Божией Матери, но не только в этом состоит смысл и суть освящения. Только после этого символического акта парень наглядно осознаёт, что девушка ему дарована Богом и что измена ей будет равносильна измене Той, Чьё изображение помещено на крышке медальона. Иерархия артефактов, связанных с семейными ценностями, вновь в силе.
Или: чудотворные иконы Богородицы (в особенности — «Неупиваемую Чашу») принято украшать золотыми и серебряными кулонами. Эта традиция имеет ряд глубинных значений. Во-первых, пожертвованные ценные вещи убеждают маловеров в действительной помощи Образа. Во-вторых, человек учится творить милостыню в страхе Божием и не только просить Господа о помощи, но и обильно благодарить Его за посланные щедроты. В-третьих, подарки Иконе зримо убеждают всех сомневающихся, что Бытие Богородицы столь же реально, как жизнь человеков, любящих получать в дар золотые украшения.
В житии Блаженной Старицы Матроны Московской немало примеров того, как миряне именно через освящённые вещи первоначально приходили в храмовую ограду (у мужчины рвётся цепочка от креста, он идёт в церковь покупать новую, сталкивается с явным Чудом и т п). Вообще, создаётся такое впечатление, что святая явно была послана Господом специально для того, чтобы адаптировать православных христиан к суровым реалиям цивилизации потребления. Вот откуда в жизнеописании Матроны так много эпизодов со счастливым трудоустройством, обретении жилплощади и проч. Культ блаженной Матроны предполагает принесение к её мощам живых цветов. Можно, вымаливая у Матронушки благочестивую жену, принести старице розу (знак сердечной привязанности), а взамен получить георгин, предвещающий несчастную любовь. Через несколько дней увядающий цветок вдруг замироточит, и это будет означать укрепление в грядущих испытаниях. Язык цветов возрождается не на уровне дешёвых гороскопов, а в живом повседневном заступничестве прославленных русских святых.