Православие.Ru | Андрей Баширов | 21.11.2006 |
Это практически исключает возможность действовать на опережение, тогда как именно в этом видится залог нашей миссионерской победы. Поэтому одной из первостепенных задач является освоение подзабытого опыта ближайших предшественников в деле полемики с исламом.
В этом контексте настоящим событием стало появление сборника «Православные богословы об исламе», выпущенного московским издательством «Имперская традиция» в 2006 году. Книга включает в себя несколько работ современных и дореволюционных русских богословов и историков, всесторонне рассматривающих ислам как мировую общность, претендующую на мировое господство в религиозной и политической сферах.
Основная трудность, с которой сталкиваются многие критики ислама, это неизбежная личная дистанцированность, внешняя позиция по отношению к тому сложному и многоплановому явлению культуры, которое представляет собой мусульманская религия, неготовность правильно оценивать ценности и доминанты мусульманского сообщества. Нередко критика не достигает реального ислама и ограничивается полемикой с собственными представлениями о нем.
В виду этого, особая ценность изданных материалов заключается в том, что их авторы являлись прекрасными специалистами и знатоками востока, национальных традиций народов исповедующих ислам, их истории и культуры. Они либо непосредственно опираются на апологетические труды бывших мусульман, принявших христианство, либо разумно ограничиваются выстраиванием скептической позиции в отношении частностей мусульманства (см., например, критический разбор о «сказании мухаммедан о ночном путешествии Мухаммеда на небо» Я.Д. Коблова). Такая позиция представляется очень эффективной в миссионерском отношении и практически неуязвимой для ответной критики.
Ценен этот сборник также и тем, что вновь вводит в оборот и возвращает из забвения имена целого ряда замечательных русских исследователей и ученых, чьи труды так дороги нам. Не секрет, что имена многих из них практически неизвестны не только широкому кругу читателей, но даже специалистам, занимающимся близким кругом проблем. Спустя почти столетие с момента написания этих работ они приобретают новую, а возможно и еще большую актуальность и востребованность.
Открывает сборник — и одновременно первый раздел «История мусульманства» — «Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством», принадлежащий перу Николая Петровича Остроумова (1846 — после 1915), магистра богословия, востоковеда, педагога и переводчика. Работа наглядно, на исторических фактах, показывает изначально агрессивную в военно-политическом отношении интенцию ислама. Далее описывается распространение мусульманства последователями Мухаммада, а также анализируется опыт встречной миссии западного христианства и, отдельно, русское имперское строительство в мусульманских областях. Современный миссионер найдет в этом труде немало интересных и довольно глубоких стратегических замечаний.
Будучи выпускником Казанской духовной академии Н.П.Остроумов состоял доцентом истории и вероучения ислама в этом учебном заведении. Позднее он служил директором Туркестанской учительской семинарии, а потом управлял Ташкентской мужской гимназией. Перу этого даровитого ученого принадлежит огромное количество работ по истории, этнографии и религиоведению, в числе которых можно назвать книги «Критический разбор мохаммеданского учения о пророках» (Казань, 1874), «Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством» (С-Пб., 1888), «Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман» (Казань, 1894), «Аравия и Коран (Происхождение и характер ислама)» (Казань. 1894), Татарско-русский словарь (Казань. 1892), «Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман» (Казань, 1894), «Вероучение Корана» (М, 1915) и многие другие. Эти работы по праву можно отнести к лучшим образцам русской академической дореволюционной школы.
Продолжает сборник работа Н.Я. Ильина «Значение религии Мухаммеда в истории», публиковавшаяся в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» (1876). Перу этого же автора принадлежат книги «Доказательство неповрежденности книг Св. Писания Ветхого и Нового Завета, против мухаммедан» (Казань, 1874), «Происхождение и характер ислама» (Казань, 1876).
Далее следует обстоятельный труд епископа Александра (Светлакова) «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». Эта книга была издана в 1875 г. как восьмой выпуск «Миссионерского противомусульманского сборника», а в 1894 г. защищена как магистерская диссертация. Епископ Александр (Светлаков), в миру Светлаков Андрей Иванович (1839−1895) окончил курс Казанской духовной академии. Первоначально служил священником в Нижнем Новгороде. В 1883 г. принял монашество и стал ректором Вифанской духовной семинарии. Два года спустя — в 1885 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 1892 г. состоял епископом Дмитровским, а с 1894 г. епископ Калужский и Боровский. Одной из интересующих его тем было отношение иудейства и ислама, чему посвящены два фундаментальных исследования: один из них упомянут выше, второй называется «Влияние иудейства на учение Корана» (Православный собеседник. 1881.Ч.III).
Продолжает тему влияния иудейства на ислам статья Н.А. Бутми «Магомет и тайные общества ислама». Несмотря на некоторую бросающуюся в глаза пристрастность комментариев, автор дает немало полезных справочных сведений о таких исламских сообществах, как измаилиты, фатимиды и «Союз ассасинов».
Второй раздел «Личность Мухаммеда» начинается с работы «Правда о Мухаммеде (Краткая история жизни Мухаммеда)», принадлежащей кандидату богословия Якову Дмитриевичу Коблову, выпускнику Казанской духовной академии и миссионеру Казанской епархии. Коблов также относится к числу одаренных и очень плодовитых авторов. Ему принадлежат такие книги, как «Мухаммеданская сотериология и ее недостатки в сравнении с христианским учением о спасении человека» (Оренбург, 1902), «Ответ мухаммеданам на их возражения против христианского догмата о Пресвятой Троице» (Казань, 1903), «Первобытная райская жизнь человека по учению Корана и его толковников» (Казань, 1903), «Прародительский грех по учению Корана и его толковников и по учению Библии (Оренбург, 1903), «Мусульманское учение о происхождении человека» (Оренбург, 1904), «Мухаммеданское учение о происхождении человеческой души» (Оренбург, 1904), «Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Исследование» (Казань, 1905), «О неоходимости инородческих миссионеров (ответ Н.А. Бобровникову)» (Казань, 1905), «Народные представления мусульман о рае и аде» (Казань, 1906), «О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк» (Казань, 1907), «О татарских магометанских праздниках» (Казань, 1907).
Продолжает раздел, посвященный исследованию личности Мухаммеда, богословско-полемическое исследование «Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда», выходившее в свое время (1893 г.) как девятнадцатый выпуск «Миссионерского противомусульманского сборника». Федор Антонович Смирнов (1865 — после 1917), богослов, педагог и историк, окончил Казанскую Духовную академию. Служил инспектором татарского отделения Закавказской учительской семинарии в г. Гори Тифлисской губернии, а затем директором народных училищ Эриванской губернии и директором Закавказской учительской семинарии в г. Гори. Его перу принадлежат книги: «Мухаммед в фактах жизни и словах Корана» (Казань, 1891), «Краткая история Кавказа» (С-Пб., 1901), «Иллюстрированная русская история» (С-Пб., 1905), «Беседы по родиноведению» (Тифлис, 1908), «Иллюстрированная география Кавказа с отделом родиноведения» (С-Пб., 1912), «Записки по истории педагогики» (Тифлис, 1913) и др.
В указанной работе Смирнов приводит интересные фрагменты богословской полемики внутри ислама, в частности, спор мутазилитов и ханифитов о сотворенности или несотворенности Корана: «Модар прямо заявлял, что кто считает Коран несотворенным и вечным, тот богохульник и даже еретик. Он доказывал это аргументом несколько софистическим, но трудно опровержимым для мусульманина. «В самом деле, — говорит он, если Коран вечен, то, следовательно, существует два вечных начала: Бог и Коран; но это противоречит ортодоксальному учению""[1].
Завершает раздел работа П.К. Жузе «Мухаммед мекканский и Мухаммед Мединский», издававшаяся в 1906 г. в Казани отдельной брошюрой. Пантелеймон Крестович Жузе (1871−1942) — магистр богословия, переводчик, сиро-араб по происхождению — учился в Московской и Казанской духовных академиях. До революции преподавал в Казанской академии (лектор французского и арабского языков). После революции преподавал в Бакинском государственном университете, а затем Азербайджанской государственном научно-исследовательском институте. Помимо выше названной он написал и издал еще несколько книг: «Положение христиан в мусульманских государствах» (Казань, 1897), «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама» (Казань, 1899), «Ислам и просвещение» (Казань, 1899), «Полный русско-арабский словарь» (Ч.1−2. Казань, 1903), «Из истории Иерусалимской Церкви» (Казань, 1910), «Мусульманская печать в России» (С-Пб., 1911), «Очерк истории Церкви на Востоке» (Казань, 1912).
Третий раздел сборника — «Христианство и ислам» — открывают две работы уже упоминавшегося нами Н.П. Остроумова «Разбор мухаммеданского учения о лице Господа нашего Иисуса Христа» и «Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о кончине мира». Обе статьи были напечатаны в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» в 1871 г.
Здесь же помещены статьи современных авторов: иеромонаха Кирилла (Зинковского) «Увлечение исламом или «Эпоха эгоизма»», иерея Даниила Сысоева «Современные течения ислама — православная оценка», В.Ю. Максимова «Мученическое исламоведение» и Н.Ю. Колчуринского «Свидетельствует ли Библия в пользу ислама?», ранее опубликованные в журнале «Имперское возрождение» в 2005—2006 гг.
Раздел «Политика и ислам» открывает серьезная работа М.А. Машанова «Верховная власть в исламе», публиковавшаяся в 1878 г. в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник». Михаил Александрович Машанов (1852 — после 1912) — еще один почти забытый православный богослов и талантливый ученый. Окончив учебный курс Казанской духовной академии (1872−1876), он стал профессором этого учебного заведения по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Ему принадлежит целый ряд замечательных работ и исследований, среди которых необходимо назвать: «Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека» (Казань, 1876), «Личность Мухаммеда в физическом, умственном и нравственном отношении» (Казань, 1878), «Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение в изучение ислама. Ч.1.Очерк религиозного быта арабов-язычников в эпоху Мухаммеда» (Казань, 1885), «Европейские христиане на мусульманском Востоке» (Казань, 1889), «В защиту крещенных инородцев» (Православный собеседник, 1904), «Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам» (Казань, 1910).
Завершают последний раздел сборника две статьи современного публициста, главного редактора журнала «Имперское возрождение» М.Б. Смолина «Ислам — религия земного господства» и «Алжирские сны и французская болезнь», в которых автор обращает особое внимание на опасность игнорирования мусульманской угрозы в нынешних условиях. Это переводит проблему из богословской плоскости в политическую и дает представление о высокой ценности тех средств православной миссии и апологетики, которые, собственно, и собраны в представленной книге «Православные богословы об исламе».
Будем надеяться, что эти средства будут не только сохранены, но и использованы по назначению. Ведь так подобает распорядиться всяким наследством.