Православная газета г. Екатеринбург | 20.11.2006 |
Получив откровение во время своего подвижничества в безлюдной пустыне, преподобный вернулся на родину, где поселился на необитаемой Галисийской горе. Здесь он построил храм Воскресения Христова, а при храме воздвиг столп, на котором и стал подвизаться.
Возрастая все более и более в духовной силе и одерживая все большую и большую победу над грехом, преподобный Лазарь сподобился от Господа дара чудотворений и дара прозорливости. К нему стали собираться благочестивые люди.
Преставился преподобный в возрасте 72 лет и был погребен в столпе. От честных его мощей совершилось множество исцелений.
Из жития преподобного Лазаря Галисийского мы узнаем, что он непрестанно вел духовную борьбу с врагом рода человеческого. Что же это такое — духовная брань?
Идет на земле исконная борьба между добром и злом, между силами небесными и духами злобы. Предводительствует небесными силами Архистратиг Михаил, а противоборствует ему дьявол, или сатана. С того времени, как дьявол соблазнил наших прародителей, он получил, таким образом, доступ к людям, и стал многих увлекать в свой погибельный плен. И теперь всю свою жизнь мы находимся на поле битвы перед лицом врага и ни на минуту не можем предаться беспечности. Мы отовсюду окружены кознями дьявола, который то открыто нападает на нас и «ходит, как рыкающий лев, ища, кого проглотить (1 Петр. 5,8), то, подобно змию, подкрадывается к нам под покровом земных чувственных страстей, стараясь ими усыпить и ослепить ум наш.
Спаситель в притче о семенах и плевелах, объясняя нам происхождение зла в мире, говорит, что дьявол пользуется духовным сном людей, чтобы сеять плевелы (Мф. 13 — 25, 38, 39). Перед таким врагом, неутомимым в злобе и коварстве, мы были бы совершенно беззащитны, если бы, по повелению Божию, козням вражьим не противодействовали небесные силы, которые помогают нам в этой борьбе, отвращают от нас силу зла и охраняют от падения греховного.
Так, одно сказание повествует, что некий старец, искушаемый худыми помыслами, пришел за советом к другому. Тот повел его на крышу своей кельи и показал на запад. Там старец увидел бесчисленное множество демонов, с великим шумом стремящихся на брань. Посмотрев же на восток, он увидел еще более многочисленное войско ангелов, посылаемых Господом на помощь людям. А в житии преподобного Нифонта говорится, что он однажды видел такую же картину: множество бесов и множество ангелов, собирающихся на брань. Перед ангелами стоял светозарный муж, который говорил им: «Господь Саваоф повелевает вам идти на землю помогать христианам и охранять их». Причем ангелов было втрое больше, чем бесов.
Как видим, помощь свыше всегда с нами, а что же мы сами? Самое обычное оправдание человека, совершившего греховный поступок, — ссылка на вражье искушение. Но все же причина греха не во вражьем искушении, а в нашем злом произволении. После грехопадения во всех людях существует прирожденное влечение ко греху, но оно не является непреоборимым. Грех мертв в нас, пока мы своим произволением не разбудим его, не дадим ему пищи и сами не поможем ему возрасти и укорениться в душе. Враг получает доступ к человеку уже после того, как он сам возбудит в себе греховное пожелание. Злой дух беспрепятственно приближается к человеку беспечному о своем спасении, вторгается в его душу, не огражденную страхом Божиим, раздувает искры страстей и, таким образом, овладевает человеком, делая его рабом греха.
При этом злой дух в своих действиях на человека пользуется главным образом личными его пристрастиями и прихотями греховными. И действует не на всех одинаково, а приспособляется, так сказать, ко вкусу каждого грешника. Вот как хитер враг! И если мы любим делать все по-своему, как нам нравится, если мы не привыкли ограничивать себя, то незаметно впадаем в сети, ловко расставленные дьяволом. Кто же виноват, если мы сами отдаемся ему в рабство? Хозяин, не стерегущий свой дом и не запирающий дверей, сам привлекает к себе воров.
Будем же очень внимательны к себе, постоянно помня, что из-за беспечности и чувственности своей можем стать легкой добычей искусителя.