Русский дом | Раиса Огарнова | 20.11.2006 |
Василий Иванович Звездин |
Василий Иванович много сделал для уральских храмов, потрудился по благоустройству Симоно-Анненской церкви Николаевского мужского Верхотурского общежительного монастыря.
Им были произведены большие работы в Никольском храме в Верхотурье. В трапезной половине устроен второй ряд круглых окон; стены, как в храме, так и в алтаре украшены живописными священными картинами и орнаментами.
С 1888 года одним из компаньонов Батовых (династия резчиков, известных с 1783 по 1912 год, владевших в Екатеринбурге иконостасной, мебельной и столярной мастерскими стал признанный в городе живописец В.И. Звездин. Он участвовал в изготовлении иконостаса для Крестовой церкви архиерейского дома в Екатеринбурге и величественного иконостаса для храма на Лайском заводе.
Вскоре Звездин открыл собственную мастерскую церковной живописи «В.И. Звездин с сыновьями». В 1890 году художник тесно сотрудничал с иконописно-живописной мастерской Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря и являлся постоянным компаньоном известных иконописных мастерских Батовых, Голошевых.
К четырёхсотлетию города вышла книга об уральской церковной живописи «Уральская икона», где есть глава о мастерской церковной живописи В.Н. Звездина.
Жена В.И. Звездина Елизавета Алексеевна, «московская цеховая мастерица», занималась шитьём на заказ, в том числе и духовного платья.
Осознавая особую значимость города Верхотурья для жизнедеятельности Российского государства, Император Пётр I повелел вести здесь строительство храмов так, чтобы не хуже столичных зданий были. Лучшие московские мастера (среди них был и Василий Иванович Звездин) начали строительство Верхотурского Кремля, Свято-Троицкого собора.
От Кремля сегодня, за годы безбожия, ничего не осталось, а вот собор полностью уничтожить не удалось.
В 1888 году В.И. Звездин расписал Преображенский храм Николаевского монастыря.
Обидно, что следы В.И. Звездина в Верхотурье почти не сохранились. Храмы Николаевского мужского монастыря пострадали особенно. Николаевский храм вообще был взорван, а Преображенский — использовали в годы Советской власти как спортзал колонии; толстый слой извести, нанесённый на стены бывшего храма, уничтожил уникальную роспись. Частично сохранилась роспись Свято-Троицкого храма.
Сохранилась часть росписи икон, портретов, выполненных талантливым мастером и в других городах Урала: в Верхней Салде, Екатеринбурге, Челябинске, Шадринске.
В последние годы жизни Василий Иванович Звездин ослеп. Умер он в начале 20-х годов XX века в Екатеринбурге. Отпевали художника в Екатерининской церкви, похоронили на монастырском кладбище. Этот монастырь и кладбище тоже были уничтожены большевиками.