Русская линия
Православие и современность Ольга Новикова20.11.2006 

Светлая радость

27 октября в храм Покрова Пресвятой Богородицы прибыли святыни одной из самых древних русских православных обителей — Толгского Свято-Введенского женского монастыря: Толгская икона Божией Матери, ковчег с частицей Ризы Господней и икона с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), поклониться которым верующие Саратовской епархии смогут до 5 ноября.

В первый день пребывания святынь в храме был отслужен торжественный молебен. Его совершил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении протоиерев Сергия Догадина, Василия Антипова, Николая Земцова, игумена Евфимия (Митрюкова), иеромонахов Дорофея (Баранова), Серафима (Баранова), священников Михаила Пастухова и Илии Кузнецова.

Епископ Лонгин поздравил всех верующих Саратовской епархии с прибытием на нашу землю почитаемых православных святынь. Владыка отметил, что Саратов не впервые встречает на своей земле христианские святыни, и всегда это очень радостное и значительное событие для жителей города и области. Но с Толгской обителью Саратовская епархия связана особым образом. Возрождение монастыря, на территории которого в годы советской власти находилась женская колония, началось в 1988 году — в год празднования тысячелетия Крещения Руси, и большую помощь в этом тогда оказал Правящий Архиерей Саратовской епархии Архиепископ Пимен, сделавший первый взнос на восстановление первого в России женского монастыря, открытого в постсоветское время.

Святыни Толгской обители прибыли в Саратов в сопровождении ее насельниц во главе с настоятельницей игуменией Варварой (Третьяк). Сестры довольно часто вывозят чтимые святыни для поклонения за пределы Ярославской епархии. До того, как прибыть в наш город, они побывали в Санкт-Петербурге, Москве, Суздале, Нижнем Новгороде, Перми, Рязани, Екатеринбурге, Ижевске и ряде других городов.

С умиленным сердцем пред Пречистым Твоим образом…

Монахиня Смарагда сопровождает святыни по стране не в первый раз. Она спокойно и вежливо отвечает на вопросы, зачастую весьма наивные и однообразные, без устали рассказывает об истории Толгской обители и особенно тепло говорит о святынях монастыря:

— Возникновение нашей обители связано с чудесным обретением Толгской иконы Божией Матери. Она была явлена 21 августа 1314 года ростовскому святителю Трифону на берегу реки Толга (приток Волги).

По церковному преданию, после полуночи Владыка Трифон увидел на другом берегу огненный столп. Перейдя реку по воде «аки посуху», он увидел над лесом икону, сияющую небесным светом.

В один день на месте обретения иконы была построена церковь, которую Владыка Трифон освятил в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а вскоре здесь был устроен монастырь. Икона же прославилась многочисленными чудесами и ныне является одной из самых почитаемых икон Божией Матери в России.

Матушка Смарагда рассказывает о бесчисленных случаях исцелений, которые совершаются от чудотворного образа по молитвам верующих:

— Нужно, чтобы люди знали, что Пресвятая Богородица непременно услышит молитву, обращенную к Ней из глубины любящего сердца, и откликнется на призыв о помощи. Вот только припадать к святыне нужно с умиленным сердцем и благоговейным трепетом, без суеты и спешки. Бывает ведь и по-другому, когда люди буквально набрасываются на образ, ложатся на него, обнимают его руками, начинают многократно целовать. В такие моменты я всегда говорю: «Если бы перед вами оказалась Сама Царица Небесная, вы бы не дерзнули прикоснуться и к краю Ее одежды, почему же вы себя так ведете перед Ее образом?». Очень хотелось бы, чтобы люди поняли: чем с б? ольшим смирением и чувством собственного недостоинства они прикасаются к святыне, тем б? ольшую помощь и благодать они получают.

«Разделиша Ризы Моя…»

В Толгской обители хранится еще одна великая святыня, занимающая особое место в христианском мире. Это частица Ризы Господней — облачения Спасителя, в котором он совершил Свой Крестный путь на Голгофу. В Евангелии сказано: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий (Ин. 19, 24).

Часть Ризы была принесена в Россию в 1625 году из Персии в качестве подарка от шаха Аббаса царю Михаилу Федоровичу. Великолепный ковчег со святыней поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Патриарх Филарет установил в стране семидневный пост, и когда святыню возлагали на молящихся, происходило много исцелений.

Впоследствии от Ризы было отделено несколько частей, одна из которых была подарена царем Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным, построившим в городе прекрасный храм во имя Пророка Божия Илии. Специально для хранения святыни к уже возведенной церкви пристроили шатровый Ризоположенский придел.

В 20-х годах ХХ века, во время варварской кампании по «изъятию церковных ценностей», серебряный ковчег с частицей Ризы Господней был утрачен и долгие годы считался безвозвратно утерянным. По милости Божией в 2003 году святыня была обнаружена в фондах Ярославского областного историко-архитектурного музея-заповедника и передана Ярославской епархии, а оттуда 12 мая 2004 года — в Свято-Введенский женский монастырь.

Чудесные исцеления происходят от Ризы и сегодня. Поэтому ковчег с ее частицей часто вывозят в другие города, чтобы как можно большее число верующих смогли на себе испытать благодать, исходящую от святыни.

Учитель покаяния и молитвы

Православные саратовцы смогут поклониться и еще одной святыне Толгской обители — иконе с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, известного архипастыря и великого подвижника Русской Православной Церкви XIX века.

Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Вологодской губернии. Он происходил из дворянской фамилии Брянчаниновых. Его с юношества влекла иноческая жизнь, но отец отдал его в Главное военное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Проходя учение, юноша задумался об относительности научных знаний и тщетности учености, которые не ведут прямо к вечной жизни. В поисках истины он внимательно читал творения святых отцов Православной Церкви. Димитрий принял решение стать монахом, отстаивая его перед начальством и родителями. Это намерение укрепилось после знакомства с Оптинским старцем Леонидом (Наголкиным) (в схиме Львом).

Окончив училище в чине поручика в 1826 году, он подал прошение об отставке, в которой, однако, ему было отказано. Но вскоре по Божию Промыслу он был уволен со службы из-за болезни и поступил послушником в Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии, затем подвизался и в других обителях. В 1831 году он был пострижен в монашество с именем в честь святого Игнатия Богоносца, рукоположен во иеромонаха и назначен игуменом Лопотова Пельшемского монастыря. С 1833 года отец Игнатий — настоятель Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга в сане архимандрита.

В 1857 году в Казанском соборе в Санкт-Петербурге архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского (с кафедрой в Ставрополе; ныне — епархия Ставропольская), но в 1861 году уволен на покой из-за болезни.

Святитель поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где впоследствии был погребен. Канонизирован святой в 1988 году, и с этого года его мощи почивают в Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря.

Святитель Игнатий был одним из самых значительных духовных писателей России XIX века. После него осталось богатое литературное наследие: два тома «Аскетических опытов», «Приношение современному монашеству», составленный им «Отечник» — сборник изречений и примеров из жизни древнего монашества, множество писем. В круг его знакомых входили — А.С. Пушкин, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич, протоиерей Петр Турчанинов, М.И. Глинка, А.Ф. Львов, Н.В. Гоголь, К.П. Брюллов, П.С. Нахимов и другие известные общественные деятели.

В Толгской обители святителя Игнатия почитают особо. Перед его иконой в будние дни ежедневно совершаются молебны, а в понедельник вечером поется акафист нараспев. Известны случаи и чудесных исцелений по молитвенному прошению святого.

Когда откликаются сердца

В первый день пребывания святынь в церкви Покрова Божией Матери было немноголюдно, но потом верующие потянулись в храм.

— Так всегда бывает, — говорит матушка Смарагда.- Когда мы приезжаем, люди еще «спят», но стоит им узнать, что за святыни посетили их город, идут в храм нескончаемым потоком.

Одной из первых в Покровский храм пришла жительница Саратова Вера Григорьевна.

— Это большая, светлая и теплая радость, — признается она.- Трудно передать словами, настолько необычны ощущения. Это благодать Господня. Я очень рада, что пришла сегодня в храм и смогла поклониться святыням.

За то время, что матушка Смарагда сопровождает святыни по городам России, она не раз убеждалась в их благотворном влиянии на людей:

— В наше время люди озлоблены, разобщены, страдают от равнодушия. И порой, пока стоят в ожидании своей очереди, чтобы подойти к ковчегу и иконам, раздражаются, начинают суетиться, но стоит им прикоснуться к святыням, и их сердца смягчаются, они успокаиваются и выходят из храма совсем другими. Значит, их души слышат призыв Божий и откликаются на него.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/20 061 117.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика