Литературная газета | Нина Катаева | 17.11.2006 |
Между тем именно среди иностранных и иногородних спектаклей было что посмотреть. Программу «большой формы» открыла шоу-спектаклем «Арамии» лауреат уже двух «Витязей» болгарская труппа «Нешанал арт» и её худрук Нешка Робева. В прошлом вице-чемпионка мира по художественной гимнастике, а ныне европейски известный хореограф, Робева удивительным образом сочетает в спектакле элементы гимнастики и болгарских национальных танцев. «Арамии» погружают зрителей в мир старинных легенд и национальных верований, в которых благородные разбойники творят мир на земле. Танцы молодой труппы полны экспрессии и зажигательности, в дни жестоких этнических разборок на планете они взывают к миру, согласию и пониманию.
С драматическими спектаклями дело обстояло немного сложнее. На фестивальной научно-практической конференции «Духовные традиции славянского театра» шёл разговор именно о том, по каким критериям следует отбирать спектакли на форум. Не секрет, что на предыдущих смотрах судили порой по формальному признаку: достаточно было, как говорится, отметиться постановкой по классике. Иногда не важно, какого уровня. Памятуя о девизе фестиваля «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека», участники задались вопросом, а возможно ли ведение «неугодного» театрального дела по Промыслу Божьему. В качестве ответа Бурляев привёл в пример знаменитый моноспектакль Алисы Фрейндлих «Оскар и розовая дама», в котором смертельно больной мальчик обращается с письмами к Богу, и добавил, что творчество любого крупного художника всегда неизменно пронизано христианскими мотивами.
«Душа человека богаче, чем хочет её представить современный театр, — сказал худрук Омского драматического театра «Галёрка» Владимир Витько. — Если у тела могут быть сотни движений, то у души их космос. И открывать их можно бесконечно, ставя, к примеру, пьесы Вампилова, в которых заключены все 12 заповедей Христа. А доктор богословия Михаил Дунаев подтвердил, что беда современного театра — во внеэтическом подходе к изображению действительности, в то время как этическое и эстетическое должны быть уравновешены.
Духовная традиция сильна там, где режиссёр умеет донести до публики мысль автора. Всё очень просто, и никаких модернизаций не нужно. В этом смысле показательна постановка «Власти тьмы» Льва Толстого Владимирской облдрамой, которая именуется сегодня «Театральный комплекс». Вот уж, казалось бы, где можно было порезвиться — и блуд бесконечный, и детоубийство, ну, а покаяние можно очень по-разному изобразить. В постановке же Владимира Кузнецова главной мыслью звучат слова старика Акима: «Бог-то! Бог-то! Он во!» Он везде, и от взора его не укроется «птичка», которая «коготком увязла» в грехах своих. Мысль эта зримо воплощена сценографом и автором костюмов Павлом Дорошенко. Всё действие происходит на фоне огромного — во весь задник — лика Спасителя, на котором во время узловых мизансцен ярко высвечиваются глаза. От них никуда не укрыться. Как просто и насколько точно угадан нерв толстовской драмы, «беспощадной правдой» которой восхищались современники Толстого и по которой мечтал снять кино Сергей Герасимов.
Спектакль этот, показанный на Камерной сцене, можно считать эталонным для форума, провозглашающего столь высокие идеалы. Как и искренний, тёплый, удивительно точный по интонациям спектакль Владимира Злобина «Ты кто? Я знаю тебя» по рассказам Андрея Платонова в Кировском театре кукол. В этом спектакле тоже есть сокровенность — гениальный Платонов угадан в нём, иначе бы ничего не свершилось. Сколько радости доставили бы писателю куклы, вырезанные из дерева О. Торбеевым! Настоящие скульптурки — образы, адекватные словесным скульптурам автора. Они живут отдельной от актёров жизнью в детском спектакле, и ведёт их к осознанию простых истин, как и всех нас, зрителей, маленький мальчик Никита в замечательном исполнении Владимира Хлопова.
Поразил зрителей и моноспектакль Нины Добриковой «На переправе». От имени старухи исполнительница общается со зрителями, как с попутчиками на пароме. И в звенящей тишине зала постигаем мы те же истины, что и на толстовском, и на платоновском спектаклях. Вообще-то так и хочется сказать, что успех фестивальной «камерной сцены» неслучаен, хочется сделать вывод, что люди устали от «громких» представлений, камерные спектакли им любы больше, потому что космос человеческой души только там и открывается в полной мере.
А примером откровенной неудачи стал, к сожалению, спектакль Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) «Путь в Царьград» по трагикомедии сербского поэта Зорана Костича. Пьеса посвящена проблемам взаимоотношения славян с Западной Европой в эпоху глобализации, когда многомудрые суды в волевом порядке решают судьбы целых народов, решая, выдать им пропуск в век ХХI или нет. Сергей Ковальчик поставил пьесу в жанре эстрадно-буффонадного представления, в котором из-за грохота литавр в буквальном смысле не слышно слов. А слова в этом спектакле должны были стать самым главным, Зоран Костич, как никто, близок в своих мыслях к Фёдору Тютчеву с его обращением «К славянам». И как знать, если снять этот вульгарный антураж и эстрадные штампы и придать пьесе больше камерности, мысль автора об объединении славян будет услышана? А пока звоны «Царьграда» и содержание его существуют на отдельных планетах.
О многих спектаклях можно было бы написать, очевидно одно: в целом они составляют слишком пёструю картину и программа ещё слишком грешит формализмом. А ещё тем самым «внеэтическим подходом» к изображению действительности, а чаще просто банальным прочтением авторов. Как тут не произнести сакраментальное «лучше меньше, да лучше»? И когда «Витязь» преодолеет эти препоны, у него есть шанс стать уникальным театральным фестивалем, на котором «и один будет в поле воин», и «космос движений души» будет услышан.
Главные лауреаты IV международного театрального форума «Золотой Витязь»
НОМИНАЦИЯ «ДРАМА. БОЛЬШАЯ ФОРМА»«Золотой Витязь» — «Мёртвые души» Московского театра им. Вл. Маяковского (режиссёр С. Арцибашев)
«Серебряный Витязь» — режиссёр Б. Морозов за спектакли «Гамлет» и «Давным-давно» в Центральном театре Российской армии и «Горе от ума» в Белгородском драматическом театре им. М. С. Щепкина
«Бронзовый Витязь» — «Лето Господне» Омского драматического театра «Галёрка» (режиссёры А. Русинов и Н. Русакова)
НОМИНАЦИЯ «ДРАМА. МАЛАЯ ФОРМА»
«Золотой Витязь» — «Белые ночи» театра «Мастерская Петра Фоменко» (режиссёр Н. Дручек)
«Золотой Витязь» — «На переправе» автора и исполнителя Н. Добриковой
«Серебряный Витязь» — «Живи и помни» МХТ им. Чехова (режиссёр В. Петров)
«Бронзовый Витязь» — «Чморик» Драматического театра Тихоокеанского флота (режиссёр С. Мальцев)
Золотой медали им. Н.С. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» удостоены Юрий Соломин, Владимир Зельдин и Людмила Касаткина
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg462006/Polosy/113.htm