Русская линия
Русский журнал Роланд Биджамов17.11.2006 

Христиане Ирака

Недавняя победа демократов на промежуточных выборах в Конгресс США стала еще одним поводом для широкого обсуждения ситуации в Ираке. Президенту Бушу остается пребывать на своем нынешнем посту менее двух лет, и уже сейчас аналитики ставят вопрос: какое политическое наследство достанется его будущему преемнику? В первую очередь имеется в виду положение в Ираке, ставшее главной причиной поражения нынешней республиканской администрации на выборах в конгресс. Проблема эта грозит к тому же перейти по наследству к демократам в случае их победы на будущих президентских выборах.

Исследователям еще предстоит дать окончательную оценку результатам американского вторжения в Ирак в 2003 году, но уже сейчас становится ясно, что оно стало причиной катастрофического исхода иракских христиан, в своем большинстве этнических ассирийцев.

Христианство распространилось на территории нынешнего Ирака уже в апостольские времена, задолго до того как в VII веке нашей эры арабы принесли на эту землю ислам. С тех пор, уже 14 веков подряд, обе религии сосуществуют на этой земле. В отношениях иракских мусульман и христиан были и светлые, и темные страницы, но положение христиан зависело, прежде всего, от степени религиозной толерантности мусульманских правителей страны.

До наших дней христиане Ирака донесли не только свою древнюю апостольскую традицию, яркими представителями которой были Ефрем Сирин и Исаак Ниневийский, но и сохранили в церковной службе и в быту арамейский язык, бывший родным языком Христа!

Правивший в Ираке с 1968-го по 2003 год режим Саддама Хусейна был носителем светской идеологии арабского национализма, сглаживавшей религиозные различия граждан и ставившей во главу угла создание арабской политической нации.

Иракские христиане подвергались дискриминации в национальном плане, их вынуждали идентифицировать себя как арабов или курдов, им было отказано в предоставлении территориальной автономии на севере Ирака в начале 70-х годов, но они не имели никаких препятствий в том, что касалось свободы их вероисповедания. Сейчас трудно поверить в то, что в конце 80-х годов прошлого века только в одном Багдаде проживало около полумиллиона христиан, свободно молившихся в 42 церквях и монастырях.

Увы, сегодня в Багдаде пойти на воскресную службу равносильно игре в орлянку со смертью. Начиненные взрывчаткой машины взрываются у дверей храмов, а по прихожанам ведут прицельный автоматный огонь. И это в Багдаде, где о религиозной принадлежности владельцев машин можно было судить лишь по распятиям внутри салонов или по красочным портретам горячо почитаемого шиитами имама Али! А все жители столицы на любой вопрос о национальной и религиозной принадлежности отвечали традиционным: «Маку фарак» («Нет разницы» — прим. автора).

Понимали ли вершители судеб из Вашингтона, что они вторгаются в Багдад — город, одним из названий которого было «Мадинат ас-салям», что значит «Город мира и согласия»! Кого из американских востоковедов спросили, прежде чем принять решение о вторжении? Или специалистов по Востоку в США такое же ничтожное количество, как и переводчиков с арабского языка, недостаток в которых приходится срочно покрывать путем вербовки на военную службу граждан арабского происхождения? Не беда, что многие из них не филологи и даже не носители иракского диалекта. На войне все сойдет, и спишут все вольные и невольные ошибки!

Спишут и сотни тысяч иракских граждан всех национальностей и вероисповеданий, навсегда покинувших свою Родину.

В 1987 году в Ираке проживало 1,4 миллиона христиан. Они составляли более 4% населения страны. И хотя многие из них стали покидать Ирак уже в 90-е годы, после окончания так называемой «войны в Заливе», эмиграция из страны не принимала такого катастрофического характера, как это происходит в последние годы. По данным международных организаций, христиане составляют до 40% от общего числа иракских беженцев. Численность христиан резко снизилась и едва ли составляет теперь 600 000 человек. Если нынешние темпы эмиграции, а вернее повального бегства христиан из освобожденной американцами страны, сохранятся, то не пройдет и 8 лет, как христиане Ирака исчезнут с религиозной карты страны и превратятся в несколько реликтовых общин.

Более 50 лет тому назад, правда, в других политических условиях, прекратила свое существование 120-тысячная община иракских иудеев, превратившаяся в религиозную «общину Моисеева закона» с одной синагогой в Багдаде и 40 прихожанами. Теперь подобная же участь ждет иракских христиан! С той лишь разницей, что у них нет своего «национального очага» за пределами Ирака. Ирак — это их единственная историческая родина. Здесь лежат руины их великих столиц — Ниневии и Вавилона, здесь расположены их древнейшие монастыри и храмы. У них нет другой земли, на любой другой земле их ждет медленное и верное исчезновение, потеря древнего языка и традиции.

Что делают США и их союзники для того, чтобы не допустить катастрофы? Да ровным счетом ничего! Создается впечатление, что американские и британские стратеги просто игнорируют проблему, предпочитая заниматься урегулированием взаимоотношений с крупными религиозными и этническими группами иракского населения, а именно — шиитами, суннитами и курдами. Проблемы ассирийцев, туркмен, курдов — езидов, шабаков и сабейцев (мандеев) — остаются за скобками. Вашингтону и Лондону не до малых иракских национальностей! А ведь речь идет о судьбах более чем одного миллиона иракских граждан!

Можно ли считать решением вопроса недавнее обращение Американской комиссии религиозной свободы (USCIRF) к правительству США с требованием включить ассиро-халдеев и сабеев в американскую программу приема беженцев за счет предоставления им специальных квот? Безусловно, нет! Это всего лишь попытка смягчить последствия непродуманной до конца политики, но никак не решение вопроса. Решение вопроса в том, чтобы создать условия для того, чтобы христиане оставались на своей земле!

Готовы ли американцы и их союзники признать свою моральную и политическую ответственность за судьбу религиозных и национальных меньшинств Ирака, который виделся им как форпост «Нового Ближнего Востока», и принять кардинальные меры для защиты христианского населения страны путем хотя бы создания зоны безопасности («Save Haven») на Ниневийской равнине к востоку от города Мосул, как это было сделано ранее в случае с иракскими курдами? Готовы ли США содействовать планам иракских ассирийцев, направленным на создание национальной автономии в этом районе в полном соответствии с принятыми в цивилизованном мире демократическими стандартами в области защиты прав национальных и религиозных меньшинств?

Судя по поступающим из Вашингтона новостям, такой готовности нет. Как, впрочем, нет и явного видения того, что будет с самим Ираком, неизбежно раскалывающимся на три квазигосударственных образования (курдское на севере, суннитское в центре и шиитское на юге страны) с нерешенными проблемами административно-территориальной принадлежности районов со смешанным этноконфессиональным составом населения.

При этом следует отметить, что структура политических шансов на современном этапе складывается не в пользу национальных и религиозных меньшинств Ирака, и прежде всего христиан.

Непрекращающиеся угрозы со стороны исламских экстремистов, взрывы и поджоги храмов, обезглавливание священников, распятие подростков, похищение и насильственное обращение в ислам женщин и девушек. Такова картина ежедневного мученичества иракских христиан! Все это и полное отсутствие гарантий безопасности вынуждает христиан покидать ставшие для них зоной бедствия крупные города центральной и южной частей Ирака и искать убежища за пределами страны.

Незначительная часть христианского населения возвращается на свои исконные земли на севере Ирака, контролируемые курдами, но и там их будущее пока остается покрытым мраком.

В начале XXI века ассирийцы Ирака вновь переживают катастрофу, сопоставимую по своим масштабам с трагическими для них последствиями геноцида 1915 года. С той лишь разницей, что тогда они были «самым маленьким союзником» Антанты, и их батальоны, подготовленные царскими офицерами, успешно отражали атаки регулярных частей турецкой армии в течение 8 месяцев после распада Кавказского фронта и ухода союзных русских войск. А затем эти же батальоны способствовали защите северных границ образованного в 20-е годы на обломках Османской империи Иракского государства и подавлению профашистского мятежа Рашида Аль-Гайлани в мае 1941 года, что позволило сохранить Ирак в качестве транспортного моста между СССР и его союзниками в годы Второй мировой войны.

Сегодня же у ассирийских христиан Ирака нет не только своих вооруженных формирований для защиты населения, но даже формальной поддержки великих мировых держав! Гибнет одна из древнейших христианских общин!

Кто-то в мире, видимо, считает себя вправе превращать целые народы в ненужный геополитический мусор!

http://www.russ.ru/politics/lyudi/hristiane_iraka


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика