Русская линия
НГ-Религии Арон Гуревич16.11.2006 

Неуставная суббота
Религиозная регламентация жизни евреев-военнослужащих сейчас невозможна, считает раввин Арон Гуревич

В начале ноября в Федерации еврейских религиозных общин (ФЕОР) начал работу Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, МЧС и правоохранительными организациями (для упрощения называемый Военным отделом). Корреспондент «НГР» побеседовал о деятельности и задачах Отдела с его руководителем раввином Ароном Гуревичем.

— Господин Гуревич, насколько верна появившаяся в СМИ информация о том, что Военный отдел ФЕОР будет добиваться увольнительных в субботу для евреев, несущих срочную службу?

— Эта информация не соответствует действительности. Мы прекрасно понимаем, что подобная инициатива шла бы вразрез с воинским уставом. Во всех частях по субботам проводятся хозяйственно-парковые работы, и рассчитывать на увольнительные для всех евреев в этот день было бы утопией.

Однако вполне допустимо, что где-то у военнослужащего-еврея может появиться возможность получить увольнительную в субботу и посетить ближайшую синагогу. Местные раввины будут проинформированы о евреях, проходящих службу в зоне их опеки, и смогут взять на себя заботу о них, об их образовании.

Уместнее было бы назвать задачу нашего Отдела координационно-просветительской. Жизнь правоверного иудея регламентирована сводом законов, «Шулхан Арухом». Однако для людей, проходящих службу, такая регламентация невозможна и сопряжена с трудностями. Поэтому мы готовим специальное пособие, которое позволит евреям-военнослужащим или сотрудникам правоохранительных органов соблюдать допустимый минимум еврейского Закона при прохождении службы.

— Говорят также о появлении военных раввинов в Вооруженных силах РФ…

— Могу сказать, что в самой идее официального оформления в России института военного духовенства нет ничего, кроме пользы и соответствия духу Конституции, и мы совместно с Русской Православной Церковью и российскими мусульманами всячески пытаемся содействовать ее реализации. Россия — пока исключение из всеобщего правила на европейском пространстве, и это вызывает недоумение. Во многих странах такой институт существует, причем где-то представители духовенства получают воинские звания и проходят воинскую службу.

Впрочем, необходимость появления военного раввината в России напрямую связана с числом религиозных евреев в воинских частях, однако по нашим канонам находящимся в лоне иудейской религии считается всякий, родившийся евреем. Проблема стоит остро: получить достоверную информацию, статистику о религиозных евреях в ВС РФ очень сложно.

— В числе задач и инициатив Военного отдела ФЕОР называются идентификация и захоронение останков согласно еврейскому Закону, а также внедрение новых израильских технологий гражданской обороны. Не могли бы вы прокомментировать эти положения?

— Россия не находится в состоянии войны с тем или иным государством, поэтому речь идет, конечно, не о предании земле павших на поле боя, а о сотрудничестве с МЧС в деле идентификации и захоронения останков жертв техногенных и природных катастроф. Наш Закон требует, чтобы все останки погибшего еврея, в том числе и кровь, были собраны, опознаны и захоронены в соответствии с обрядами на еврейском кладбище.

Что касается переноса израильского опыта на российскую почву, то здесь я бы остановился на двух моментах. Во-первых, в Израиле, уже 58 лет живущем в состоянии войны, выработаны особые психологические методики посттравматической реабилитации родственников погибших. Во-вторых, израильские технологии Гражданской обороны касаются в первую очередь сферы предотвращения терактов и соответствующей подготовки населения. Совместные семинары ФЕОР и МЧС — возможный путь адаптации этих технологий к российским условиям.

— Предполагается ли какое-то взаимодействие Отдела с другими еврейскими религиозными объединениями? Например, с Конгрессом еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)?

— Прежде всего должен сказать, что между нами нет никакой конфронтации. И та, и другая организации являются ортодоксальными, идеологических противоречий не существует, но у КЕРООР несколько иная структура и принципы работы. Деятельность обеих организаций охватывает всю Россию, а на местах границы между общинами зачастую размываются. Если военнослужащий в том или ином регионе России получает возможность посетить в субботу синагогу, то для нас нет большой разницы, какой структуре эта синагога подчиняется. Важно, чтобы он нашел туда дорогу.

Главное для нас — сделать возможным контакт военнослужащего, сотрудника правоохранительных органов или контрактника МЧС с раввином или координатором наших религиозных программ. Этот контакт поможет ему в изучении собственной традиции.<

Станислав Минин

http://religion.ng.ru/facts/2006−11−15/3_subbota.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика