НГ-Религии | Станислав Минин, Павел Круг | 15.11.2006 |
С этим мнением солидарен и председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий Равиль Гайнутдин. По его словам, «жизнь человеку дает только Всевышний, и никто другой не вправе забрать ее». «Особенно странно вынесенный приговор звучит в мусульманском государстве, где все должны быть знакомы с положениями Корана», — подчеркнул глава СМР.
В то же время российские мусульманские лидеры разошлись в оценках самого судебного процесса. Если Равиль Гайнутдин в целом признает легитимность действующего трибунала, но считает, что «наказание Хусейну должно быть вынесено в форме лишения свободы», то Талгат Таджуддин заявляет о необходимости рассмотрения «дела Хусейна» Высшим исламским судом при Организации Исламская конференция. При этом в ЦДУМР утверждают, что бывший иракский лидер заслуживает суда «лишь за неспособность организации достойной защиты Ирака, изоляцию его от большинства арабского, исламского и всего цивилизованного мира».
Гайнутдин и Таджуддин — представители суннитского направления в исламе, как и сам Саддам Хусейн. В целом реакции суннитов и шиитов во всем мире на вердикт иракского трибунала оказались диаметрально противоположными. Показателен пример Индии, где, по статистике, свыше 10% всех мусульман — шииты. Там суннитский имам соборной мечети Джама Масджид в Дели Ахмед Букари назвал суд над Хусейном «марионеточным», вердикт — «запланированным захватчиком (т.е. США)», а также призвал подвергнуть трибуналу Джорджа Буша. В свою очередь, Касим Расул Ильяс, член Всеиндийского мусульманского совета по частному праву (сунниты), заявил, что Хусейн, конечно, «совершил преступления против своего народа», но даже в этом случае «заслужил более честный суд».
А вот мнение главы Всеиндийского шиитского совета по частному праву Мирзы Мухаммада Атара: «Хусейн заслужил смертный приговор. Вердикт трибунала — торжество справедливости». С ним солидарен известный шиитский богослов Маулана Калбе Джаввад, по словам которого бывшего диктатора постигла «расплата за преступления против человечности». Джаввад назвал приговор «предупреждением всем преступникам» и «завершением черной эпохи в истории Ирака».
Реакция шиитов вполне понятна. Смертный приговор Хусейну был вынесен именно в связи с убийством по его приказу 148 шиитов в городке Дуджаил в 1982 году. Это произошло после неудавшейся попытки покушения на жизнь иракского лидера.
Что думают по поводу возможной казни Саддама Хусейна христиане? Однозначно негативную позицию по этому вопросу занял Ватикан в лице главы Папского Совета «Justitia et pax» («Справедливость и мир») кардинала Ренато Мартино. Напомним, что зимой 2003 г. предшественник Мартино на этом посту — кардинал Роже Эчегарай по личному распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II вел в Багдаде переговоры с Хусейном, пытаясь таким образом предотвратить вторжение войск антииракской коалиции.
В день оглашения смертного приговора бывшему иракскому президенту Мартино дал интервью итальянскому информагентству ANSA. Он заявил, что «наказывать преступника, совершая ответное преступление, — это оставаться на уровне правосудия «глаз за глаз, зуб за зуб». По его мнению, ошибкой была уже сама передача права осуществлять суд над экс-президентом Ирака «победителям» — судить Хусейна должен был Международный трибунал в Гааге.
В декабре 2003 г., после ареста Хусейна, кардинал Мартино уже высказывался по поводу возможного вынесения смертного приговора бывшему диктатору. На пресс-конференции 16 декабря он сказал журналистам: «Вам хорошо известно, что Папа (тогда им был Иоанн Павел II. — «НГР») неоднократно выступал против высшей меры наказания. Я сам выступал против, и Евросоюз наложил мораторий на смертную казнь. Более того, международные трибуналы по Руанде и Югославии даже не рассматривают вопрос о вынесении смертных приговоров». Позиция Ватикана полностью соответствует положениям «Катехизиса Католической Церкви» в редакции 1997 г.: «Первая цель наказания — исправить беспорядок, вызванный преступлением… Если средства, не влекущие за собой смерти (преступника), достаточны для того, чтобы защитить и сохранить жизни людей, власть должна использовать только такие средства». Ватикан не считает, что сохранение Саддаму Хусейну жизни влечет за собой опасность для кого-либо.
«НГР» попросили прокомментировать приговор бывшему президенту Ирака заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка (Головкова). Епископ Марк отметил, что вердикт иракского суда едва ли будет способствовать нормализации ситуации в стране. «Ответственность за хаос, вражду и ненависть, царящие в Ираке, лежит на всех силах, участвовавших в конфликте», — считает представитель РПЦ.
С ним полностью согласен заместитель директора католического журнала «Civita Cattolica» иезуит Микеле Симоне. В интервью Радио Ватикана он заявил, что «приговор не приведет к разрядке обстановки в Ираке. В стране ежедневно де-факто приводятся в исполнение сотни смертных приговоров, и еще одна смерть не даст никакого результата».
В свою очередь, 5 ноября в эфире радиостанции Би-би-си священник англиканской церкви Св. Георгия в Багдаде Эндрю Уайт назвал смертный приговор Хусейну «правильным». В то же время большинство иракских христиан сдержанно реагируют на вердикт суда, опасаясь актов агрессии со стороны сторонников Саддама в случае приведения приговора в исполнение. В этой ситуации казнь Хусейна приведет скорее к обострению обстановки.