Новые Известия | Александр Поздняков | 15.11.2006 |
Два месяца назад российские психологи вплотную занялись проблемой популярности тех или иных малышей среди сверстников. «Одни дети становятся привлекательными для ребят в группе, другие вызывают неприязнь, — рассказывала „НИ“ автор исследования, заведующая лабораторией института Российской академии образования Елена Смирнова. — Чтобы ответить на вопрос, почему, мы сравнили интеллект, общительность, инициативность в игре и некоторые прочие характеристики популярных и непопулярных ребят».
Выяснилось, что в детском сообществе есть две крайние группы: замкнутых и совершенно пассивных, с одной стороны, и чрезмерно общительных, стремящихся к лидерству — с другой. Таких малышей отвергают. Популярные дети занимают промежуточную позицию по этим показателям. Однако средняя степень общительности и инициативности отмечается и у многих других детей, то есть сама по себе она не обеспечивает популярность ребенка. Отличительная особенность любимчиков, как выяснили психологи, лежит в совершенно неожиданной области — сострадании.
«Я» популярных детей не замкнуто в себе, а открыто для других и внутренне с ними связано. Именно это дает им возможность испытывать искреннее сочувствие и сорадование. Если другому ребенку удалось отличиться, любимцы публики способны поддержать его без зависти и злобы на то, что почет достался другому. Именно это и привлекает к ним сверстников, которые на интуитивном уровне чувствуют расположение к себе.
«Парадоксально, но факт, дети на подсознательном уровне используют распространенный в психологии текст на сорадование, то есть отношение к чужим успехам и неудачам. Понаблюдайте, как человек реагирует на происходящее с другими, это многое вам расскажет о его нравственном развитии. Неразвитый человек может испытывать раздражение, зависть, подозрение и даже злость, тогда как нормальными реакциями должны быть радость и сочувствие», — заявила Елена Смирнова
В свою очередь, как выяснили психологи, способность к состраданию закладывают в малышей их мамы и папы. «Дети, которые получали поддержку родителей и наставников, росли с ощущением своей ценности, постигают искусство сочувствия, — пояснила „НИ“ детский нейропсихолог Татьяна Муха. — Они вырастают с установкой на помощь другим. Если ребенку не давали исправить свои ошибки, унижали, не поддерживали, то вероятность того, что он научится состраданию и сочувствию, минимальна. Человек, испытавший в детстве эмоциональное неблагополучие, ощущает, что ему недодали, и пытается восстановить чувство собственной ценности за счет других».