Радонеж | Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) | 15.11.2006 |
9−12 ноября центральным событием юбилейного года стала Международная конференция «Род Достоевских в истории России», прошедшая в Литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге. 11 ноября исполнилось 185 лет со дня рождения писателя и 35 лет этому музею. В этот день прошли панихиды по Ф.М.Достоевскому и в Санкт-Петербурге, и в Старой Руссе, и в Омске. В Москве панихида состоялась в 14.00 в больничном храме Петра и Павла бывшей Мариинской больницы для бедных, где штаб-лекарем был отец писателя. В этом году больница, названная в честь основавшей ее императрицы Марии Федоровны, отметила свой 200-летний юбилей. Теперь здесь находится НИИ и кафедра фтизиопульмонологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. 29 ноября здесь состоится научная конференция «Мариинской больнице — 200 лет». 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1821 года во флигеле больницы родился второй сын штаб-лекаря М.А.Достоевского, а 4 ноября (17 ноября по новому стилю) младенец Федор был крещен. Здесь его причащали, здесь он молился.
11 ноября в 15.00 в Музее Ф.М.Достоевского, расположенном в левом флигеле больницы, начались традиционные Ноябрьские вечера, которые пройдут также 18, 22, 25, 29 и 30 ноября. Автор первого вечера «Достоевский известный и неизвестный» — писатель, историк, профессор МГУ, академик РАЕН, президент Фонда Достоевского И.Л.Волгин. В праздновании юбилея принял участие представитель Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России — общественных организаций, которые внесли посильную лепту в празднование Года Достоевского. Ими были поддержаны Международные Достоевские чтения в Старой Руссе, которые прошли в апреле (юношеские) и мае (взрослые) 2006 года, а также археологическая студенческая экспедиция в селе Моногарово, где в храме Сошествия Святого Духа мальчиком молился будущий писатель.
Накануне последнего в этом году юбилея Достоевского поговорить о писателе согласился Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил.
— Владыка, начиная с 7 февраля, отмечались такие даты, связанные с именем Федора Михайловича Достоевского: 125 лет — со дня его смерти, 160 лет со дня рождения Анны Григорьевны Достоевской, жены Федора Михайловича, 145 лет роману «Униженные и оскорбленные», 140 лет роману «Преступление и наказание», 135 лет роману «Бесы», 125 лет роману «Братья Карамазовы». Музеи Достоевского тоже отмечают свои юбилеи: музею в Санкт-Петербурге — 35 лет, а Дому-музею в Старой Руссе — 25. Знаю, что в мае Вы были участником Международных чтений в Старой Руссе, где мы вместе с Вами смогли побывать зимой 2005 года во время принесения мощей Елизаветы и Варвары в Новгородскую епархию. Тогда архиепископ Старорусский и Новгородский Лев и директор Дома-музея Ф. М Достоевского Вера Ивановна Богданова пригласили Вас участвовать в майских Чтениях, а в юбилейные ноябрьские дни приехать на X фестиваль камерных спектаклей по произведениям Достоевского. Вам удалось побывать в Старой Руссе?
— В прошлом году не получилось, а в этом я и доклад успел сделать, и сумел обойти с музейными работниками город, ставший, как известно, прототипом Скотопригоньевска в романе «Братья Карамазовы». Этот роман написан ровно 125 лет назад.
— Какое произведение Достоевского Вы прочитали первым?
— Самое первое, что я прочитал у Достоевского, — это роман «Униженные и оскорбленные», опубликованный 145 лет назад. В Париже, где я тогда жил, ставили пьесу по этому роману. В нашем окружении нам рекомендовали читать роман «Бесы». Хотя Достоевский переведен на французский язык, в школе его не изучают. Его везде уважают, но более восприимчив к нему русский народ. Если русские будут читать Достоевского, они к Церкви придут. Это мое мнение.
— Владыка Михаил, Вы совершенно правы. В ситуации, когда в окружении человека нет ни одного верующего, можно прийти к Богу, читая и изучая книги Достоевского, что я лично испытала на себе. Мой отец был атеистом и коммунистом, мама, хотя и крещена в Православии, за всю свою жизнь (Царство ей небесное) ни разу ни упомянула при нас, ее детях, о Боге, вере, религии. У нас не было икон, мы не знали молитв. О Боге я задумалась, читая Достоевского. Он же впервые привел меня в Православный храм. Это было в Старой Руссе во время Достоевских чтений, которые всегда начинаются с панихиды писателю в храме, прихожанином которого он был. У чудотворной (во всю стену) иконы Божией Матери «Старорусская» исцелился от язвы желудка потомок писателя Дмитрий Андреевич Достоевский, который пришел к Богу уже взрослым человеком.
— Да, каждый человек рано или поздно задает себе вопросы духовно-нравственного характера, и многие страдают оттого, что не имеют на них ответов. Достоевский, на мой взгляд, — единственный писатель в мире, который не только ставит эти вопросы, но и дает на них ответ, причем, что нам особенно близко, дает ответ с точки зрения Православия. Достоевский — проповедник Истины. Он показывает, что человек, хоть и падший грешник, если он любит Бога, то может через покаяние преобразить свою жизнь. Особенно ярко это видно в «Братьях Карамазовых», хотя примеров много во всем его творчестве. Люди недоумевают, почему Достоевский много описывает разврат, лукавство, разного рода падения. Но совершенно ясно, что он сам не любит это. Он указывает человеку путь, благодаря которому через покаяние можно искупить свои грехи и стать другим. Он открытым текстом говорит — только подойди к Богу, и у тебя все решится.
Еще митрополит Антоний Храповицкий считал, что Достоевский способен тронуть чувства и сознание людей из всех слоев русского общества, что русский народ через Достоевского придет к вере. Я хорошо знаю французов, но плохо понимаю, как Достоевский может повлиять на душу француза. Французы любят и уважают Достоевского, но я с ними не говорил на эту тему, зная, что у католиков другое восприятие. Когда едешь в поезде с французом, он будет рассказывать о себе, своей семье, своей жизни, о том, какой он хороший. А садишься в вагон с русским, и узнаешь, какой он «негодяй, пьяница, сукин сын», как он колотит жену и т. д. То есть тут же вырывается искреннее чувство покаяния. Основная разница между русскими и иностранцами — открытая душа. Русский всегда без прикрас откроет свое сердце. С одним русским я беседовал в поезде 13 часов! Для меня это было открытие советского общества. У него была сложная жизнь. И спустя 12 часов он вдруг спрашивает: «Какая разница в том, чтобы быть хорошим христианином или хорошим коммунистом?» Я ответил, что христианин — это человек, принимающий в свое сердце Христа. «Это не так, — сказал он, вскочил и убежал, а через пять минут вернулся и за последний час совершенно раскрылся. Он казался на вид на 20 лет старше меня, а оказался на 20 лет моложе.
— Владыка, 15−18 декабря в подмосковном пансионате «Покровское» Фондом Достоевского, который возглавляет писатель, историк, профессор, академик РАЕН Игорь Леонидович Волгин, будет проведен II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте (К 500-летию рода Достоевских (1506−2006))», который поддержали Правительство Москвы и Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ. Симпозиум пройдет при участии Института мировой литературы им. А.М. Горького, Института русского языка им. В.В. Виноградова, Литературного института им. А.М. Горького и Русского ПЕН-центра. Не собираетесь ли Вы участвовать в нем?
— Заявку на участие я уже подал, но на все воля Божья.
— Владыка Венский и Австрийский Илларион признался, что перечитал всего Достоевского в 14−15 лет. А как Вам кажется, в каком возрасте лучше читать Достоевского?
— Достоевский — не писатель для определенной категории людей. Любой, кто возьмет в руки книгу Достоевского, найдет в ней ответы на свои вопросы. Это и юный, и пожилой, и умный, и дурак. Тут закона нет. Это писатель универсальный. Кому в душу западет, тот сможет что-то духовно почерпнуть для себя.
Беседовала Ирина Ахундова
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2093