Русская линия
Росбалт Яна Амелина15.11.2006 

Кряшенский вопрос меж двух столиц

В последние месяцы в федеральных СМИ вновь стали обсуждаться проблемы живущих в Татарстане кряшен. Власти республики объясняют это «происками Москвы» — мол, далеко не всем в российской столице нравится республиканское руководство, и кряшенский вопрос — хороший способ надавить на Казань.

«Продолжается наступление на права кряшен»

Кряшенская тема впервые прозвучала на всю Россию в процессе подготовки к Всероссийской переписи населения 2002 года. Тогда активисты кряшенского движения потребовали учитывать кряшен как отдельный, самостоятельный народ, а не как татар, принявших православие. После переписи тема ушла в тень, но в этом году получила новое дыхание. В июне в Москве прошла пресс-конференция лидеров кряшенского движения. Они обвинили власти Татарстана в попрании прав кряшен и преследовании активистов движения. 18 октября, в преддверие отчетно-выборной конференции, совет Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана распространил заявление, начинающееся словами: «Продолжается наступление на конституционные права и демократические свободы кряшенского населения Татарстана».

«Татарстанские власти активизируют усилия, направленные на дискредитацию кряшенского этнокультурного движения, ограничение деятельности общественных организаций и шельмование их лидеров и активистов, — отмечается в документе. — В Татарстане по сути дела реанимирована сталинская идея органического слияния кряшен и татар путем растворения первых в общей массе татарского населения. Более того, вынашивается идея поголовной исламизации кряшен, сведения на нет их самоназвания, даже упоминания о них». Перепись кряшен была сорвана, напоминают авторы заявления.

Кряшены «остаются обделенными в удовлетворении своих этноконфессиональных потребностей», считают в Республиканском национально-культурном центре кряшен Татарстана: «Продан единственный в Казани памятник кряшенской истории — здание центральной крещено-татарской школы. Безответной остается просьба кряшенской общественности о воссоздании государственного ансамбля песни и танца кряшен. В долгом ящике лежит ходатайство об открытии отдела кряшеноведения в Академии наук Татарстана. Не возвращены верующим даже сохранившиеся кое-где сельские православные храмы». Татарстанские власти предпринимают все усилия для того, чтобы развалить кряшенское национальное движение, с одной стороны, внедряя в его ряды «штрекбрейхеров», с другой — создавая подконтрольные официальной Казани структуры, отметили авторы документа.

Совет Центра кряшен заявил о том, что «освобождает себя от ранее данных обещаний, как, например, не форсировать создание местных, региональной и федеральной национально-культурных автономий и воздержаться от проведения общероссийского съезда кряшен и т. п.». Руководство кряшенского движения оставило за собой «право действовать сообразно складывающимся условиям с использованием всех доступных форм, методов, средств и возможностей вплоть до обращений к российским властям и общественности, к отечественным и международным правозащитным организациям и сообществам, объединяющим национальные меньшинства и непризнанные народы».

Этноцид или повторение «марийской кампании»?

«В „суверенном Татарстане“ продолжается этноцид кряшенского народа, — прокомментировал ситуацию „Росбалту“ пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов. — Полностью закрыть глаза на сам факт существования кряшен уже не удается, поэтому режим Шаймиева создает послушные карманные организации. Между тем татарские националисты продолжают пропагандировать сепаратистские идеи, русофобию, кряшенофобию».

Однако последний пассаж процитированного заявления навевает очевидные параллели с прошлогодней кампанией «в защиту прав марийского народа». Напомним, всю первую половину 2005 года за них организованно боролись американские, британские, прибалтийские политологи и журналисты, Европарламент, Организация непредставленных народов и другие международные политические и правозащитные структуры, ранее совершенно не интересовавшиеся «попранными» правами марийцев. Принимались жесткие заявления и резолюции, проводились митинги — кампания шла по нарастающей, пока осенью не закончилась столь же внезапно, сколь и началась, что доказывало ее явную инспирированность извне. Оказание давления на российское руководство по этому направлению было признано бесперспективным. Кому же выгодно повторение этого сценария?

«Нагнетание страстей вокруг „кряшенского вопроса“ — из той же серии, что и „марийская проблема“, — заметил „Росбалту“ информированный источник в аппарате президента Татарстана, пожелавший сохранить анонимность. — При нормальном диалоге и обсуждении его как такового не существует. В его раскрутке заинтересована прежде всего Москва — ведь нарушение прав кряшен свидетельствует о нарушении прав православного населения республики. Не всем нравится самостоятельность Татарстана, ищутся формы „приведения его в чувство“. Ситуация во многом создается искусственно. Наличие в рядах кряшенского движения излишне политизированных, не всегда адекватных реалиям сегодняшнего дня активистов и очень большой интерес Москвы разыграть эту карту создают гремучую смесь».

Кряшенские лидеры, естественно, придерживаются противоположного мнения. «Нам тяжело понять Москву в этом вопросе, — сказал „Росбалту“ бывший и.о.председателя РНКЦК Игорь Уткин, имея в виду бездействие Кремля в „кряшенском вопросе“. — Мы здесь — на острие борьбы за православие, это — наша жизнь. Без православия мы не можем».

Три года потерь и поражений

Прошедшая на днях отчетно-выборная конференция Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана доказала, что проблемы действительно существуют, но лежат в несколько иной плоскости, чем утверждают радикальные кряшенские лидеры.

По словам основного докладчика, Игоря Уткина, с момента предыдущей конференции прошло три года, за которые кряшены понесли серьезные потери. Сначала сократили с 30 до 21 минуты, а потом и вовсе закрыли кряшенскую радиопрограмму. Из-за финансовых трудностей прекратила свое существование независимая газета «Кряшен сюзе» — и тут же появилась финансируемая Агентством РТ по массовым коммуникациям «Татмедиа» газета «Туганайлар», первый же номер которой призывал читателей отказаться от кряшенства. «Какое отношение она имеет к кряшенам?», — возмутился докладчик. Что касается фольклорных праздников, то «их содержание выхолащивается». «Ансамбли должны передавать кряшенскую духовность, а не исполнять татарские песни в кряшенских костюмах», — отметил Игорь Уткин.

В этих условиях кряшены вернулись к идее создания национально-культурных автономий (НКА). Первая из них зарегистрирована 30 октября в Менделеевске. Аналогичная работа ведется еще в нескольких районах Татарстана, после чего будет регистрироваться НКА республиканского уровня. В то же время, по словам Игоря Уткина, «мы начали получать элементы понимания со стороны республиканских структур» — по рекомендации центра несколько молодых кряшен поступили в вузы, есть надежда, что «нам передадут здание у Тихвинской церкви». Но этого мало: необходимо обязательное обучение на родном языке с первого по четвертый класс в местах компактного проживания кряшен. Дальше дети могут учиться на русском. «Иначе одна часть народа растворится в татарах, а другая — русифицируется, и не станет кряшенского народа», — резюмировал Игорь Уткин.

«Необходимо изменение стратегии и тактики»

Ветеран кряшенского движения, выступивший, по его словам, «с позиции стороннего наблюдателя», Аркадий Фокин, начал парадоксально: «Лет через 50−100 о кряшенах останутся одни воспоминания, то же ожидает татарский и русский народы». Столь печальный прогноз основан на данных о снижении численности россиян и постоянном усилении инородной, в особенности китайской, экспансии в Россию. Однако ситуация в кряшенском движении занимала его больше геополитики и была подвергнута серьезной критике. «Динамику последних трех лет существования Центра нельзя назвать положительной, — начал Фокин. — Произошел раскол. Работа по расширению движения фактически не ведется». Он привел просто убийственные цифры. В Татарстане 152 населенных пункта с компактным проживанием кряшен, но низовой структуры Центра нет ни в одном из них. Из 13 городов республиканского подчинения они существуют лишь в шести. «Почти нет притока свежих сил, — продолжал Фокин. — Оглянитесь, в нашем зале — в основном люди старшего и преклонного возраста. Попытка создания молодежной организации не увенчалась успехом, а о детской не было и речи».

«Конструктивный подход к делу означает деидеологизацию, деполитизацию кряшенского движения, ориентацию на научные критерии, — убежден Аркадий Фокин. — Игорь Уткин сообщил, что в республике проживает около полумиллиона, в России — миллион, а в СНГ — полтора миллиона кряшен. Позвольте спросить: откуда эти цифры? К учету населения надо подходить очень взвешенно, а кряшен — вдвойне скрупулезно». Ведь когда «кряшенские лидеры требуют под эти завышенные цифры пропорционального представительства, квот — конечно, никто не будет всерьез это рассматривать». Согласно подворным записям, «точнее которых не бывает», в сельских населенных пунктах проживает всего 30 тысяч кряшен, уточнил содокладчик. Вместе с горожанами их «пусть 100 тысяч — но не больше», констатировал Фокин. Он выступил за создание при Академии наук Татарстана отдела кряшеноведения, который «перевел бы вопрос в начную плоскость и, в конечном счете, способствовал бы его решению».

Что касается информационного пространства, то, полагает Аркадий Фокин, надо использовать имеющиеся возможности: раз «Туганайлар» распространяется среди кряшенского населения, следует «помочь ему выверить позиции», а не отказываться от сотрудничества. Этот план поддержали и другие делегаты конференции. «Тактика взаимодействия с властями — дипломатия компромисса, — провозгласил ветеран кряшенского движения. — Недопустимы лишь любые соглашения, которые прямо или косвенно могут привести к ассимиляции. Необходимо, чтобы обе стороны созрели или проявили добрую волю. Может, мне так кажется, но кряшенская сторона проявила большее желание идти на компромисс».

Необходимо «изменение стратегии и тактики нашего движения, усиление эффективности и качества его работы», — резюмировал Аркадий Фокин. «Нам надо выйти из резервации, — продолжила его мысль будущая преемница Игоря Уткина на посту председателя РНКЦК Людмила Белоусова. — Только так мы сможем заявить о себе миру. Мы уже десять лет кипим у себя в республике — а результат? Мы готовы к сотрудничеству с властью, диалогу и конструктивной работе».

«Идет процесс консолидации здоровых сил»

Официальная Казань, в свою очередь, готова к встречному движению. «В аппарате президента РТ прекрасно понимают важность кряшенского вопроса», — заверил собравшихся заведующий отделом этнической политики управления по вопросам внутренней политики аппарата президента РТ Вячеслав Никифоров. Особенно много вопросов ему задали об инициированном властями «процессе формирования кряшенских организаций по Татарстану». «Если говорите: все, что касается кряшен, должно делаться с нашего согласия — для этого нужен авторитет, — пояснил Никифоров. — Указа сверху — развалить кряшенское движение — не было. Основная моя цель — не запараллелить, не расколоть, не противопоставить его». Однако, прямо предупредил чиновник, «будут к вам предложения — принять в свои ряды активистов-кряшен», поскольку против Центра в казанском Кремле «сохранилась определенная предубежденность».

Можно представить, о чем идет речь. От некоторых кряшенских лидеров, присутствовавших на конференции, довелось услышать откровенно фантастические сведения об этногенезе кряшен — например, что они приняли христианство в… 635 году. «Еще бы нам не знать татарский, если это наш родной, кряшенский язык, впоследствии присвоенный татарами!», — пояснил прекрасное знание кряшенами татарского один романтично настроенный кряшен. «Когда в пылу борьбы за культурные права начинают дознаваться, кто какой нации, и требуют распределения постов и должностей в зависимости от этого — это не совсем верный подход, — пояснил „Росбалту“ сугубо политические претензии к некоторым активистам Вячеслав Никифоров. — Звучали требования, чтобы, к примеру, сектор кряшеноведения в Академии наук РТ возглавил обязательно кряшен. Но ведь все определяет профессионализм, а не национальность. Выступая за свои права и свободы, люди очень быстро переходят грань, начиная топтать права и свободы других».

Несмотря на взаимное недопонимание, в Казани серьезно размышляют над тем, как повернуть «кряшенский вопрос» в конструктивное русло. «В период переписи были вопросы, была конфронтация, — говорит Вячеслав Никифоров. — Но перепись — дело прошлое. Нас беспокоит, что часть кряшен не учитывает изменения ситуации, и что некоторая предоставляемая ими информация не совсем объективна и не совсем точна». Этим и объясняется появление параллельных кряшенских структур.

«Необходимо создание кряшенского общественного движения, которое будет восприниматься властью с доверием, — разъяснил источник в аппарате президента. — Сейчас идет процесс консолидации здоровых сил. Люди, собравшиеся на конференцию РНКЦК, находятся в несколько изолированном состоянии. Они не представляют даже те официальные, по данным переписи, 18 тысяч кряшен. А вообще-то я понимаю их трудности. Имея татарскую этническую составляющую и православную — конфессиональную, кряшены чувствуют себя чужими в обоих лагерях. Их не воспринимают ни те, ни другие».

Главным итогом прошедшей конференции Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана стало избрание новым председателем Центра Людмилы Белоусовой, за которую проголосовало 24 делегата против 13, отдавших свои голоса за Игоря Уткина. В аппарате президента РТ такой исход оценили сдержанно-оптимистично — «может быть, теперь действительно начнется диалог», — хотя не исключили возможного раскола и радикализации части кряшенского движения. Представители кряшен Татарстана поддержали идею создания целевой программы этноконфессионального возрождения кряшен, разработка которой должна быть закончена к 1 марта 2007 года.

http://www.rosbalt.ru/print/274 615.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика