Правая.Ru | Кирилл Фролов | 15.11.2006 |
Действительно, соборный разум Церкви выше частных мнений, пусть даже это мнения святых. И святые могут ошибаться, если это честные ошибки и если дело не касается догматов Церкви. Но соборный разум и отделяет зерна от плевел. Он признал, что «декларация митрополита Сергия не соответствует норме церковно-государственных отношений», он прославил и признававших, и не признававших «Декларацию». Очевидно, что если бы митрополит Филарет был бы прав, то в Московском Патриархате не могло бы быть таким великих современных нам святых, как схиархимандриты Амфилохий Почаевский, Серафим (Тяпочкин), Алексий (Кабалюк) и др. Но они есть и это непреложный факт, такой же, как и святость в Русской Зарубежной Церкви. Эти, именно эти перегородки никогда не доходили до неба.
— В чем, все-таки. основной смысл этой акции?
— Это символ примирения двух частей Русской Церкви. Примирения в духе и истине, правде Христовой, примирения окончательного и необратимого. Патриарх, приняв святыни своего непримиримого, но честного оппонента, человека святой жизни, брата во Христе, совершит этот акт примирения и взаимного покаяния перед Богом. И в этом смысле, это событие великое, историческое. Русская Церковь уже показала пример единства для общества, опубликовав Акт о каноническом единстве РПЦ МП и РПЦЗ в канун дня народного единства 4 ноября. Теперь она учит взаимному покаянию непримиримых оппонентов, но только в том случае, когда речь о споре, о позиции- как лучше служить Церкви и России. Речь не идет о примиренчестве с предателями, иудами и разрушителями. Митрополит Филарет был жестким и непримиримым, но он отстаивал святое Православие, делал это так, как считал правильным.
— Кирилл, как Вы думаете, какова будет теперь реакция наиболее жестких противников воссоединения двух частей Русской Церкви?
— Примирение митрополита Филарета (Вознесенского) и его почитателей, которые составляли непримиримое крыло в РПЦЗ в отношении Московского Патриархата, с Патриаршей Церковью, выбивает остатки почвы из-под ног противников восстановления единства Русской Церкви, которые пытались сделать имя митрополита Филарета (Вознесенского) своим знаменем. Поэтому неудивительно, что в стане антицерковного лобби происходит необратимая интеллектуальная деградация и смычка с открытыми противниками России. Печально известный портал «Кредо.ру» рекламирует какие-то совсем экзотические раскольные микрогруппы в России и пытается нанести Русской Церкви удары на «украинском фронте», делая «пиар» Филарету Денисенко и самой идее украинской автокефалии.
Это уже война с собственной страной — «Киевский патриархат» являлся «крышей» для вербовки украинских боевиков в Чечню на стороне Дудаева, а нахождение Украинской Церкви в составе Московского Патриархата все последние годы последним препятствием на пути превращения Украины в антироссийское государство. В этой ситуации, все, кто откалывается от Русской Церкви, представляют жалкое и злобное зрелище.
— В заключение, не могли бы Вы прокомментировать несколько странную ситуацию, которая сложилась вокруг Марфо-Мариинской обители.
— Речь идет о бывшей настоятельнице Марфо-Мариинской обители Елизавете (Крючковой), которая, как теперь уже очевидно, была справедливо смещена Патриархом со своего поста. Она не нашла ничего лучше, как забросать Патриарха судебными исками. На это ее подбил житель Лондона, время от времени наведывающийся в Россию, Михаил Воронин. Все эти годы он оказывал медвежьи услуги православным общинам, а после оказания юридической помощи он агитировал православных на баррикады, на борьбу с собственным епископатом. Потом он взял в «подзащитные» антицерковного хулигана и клеветника из «Московского комсомольца» Бычкова. «Защищая» бывшую настоятельницу Марфо- Мариинской обители, он договорился до откровенной паранойи, вроде утверждений о том, что Русская Церковь стала идеологическим отделом и «пятым отделением КГБ». Воронин даже обещает пожаловаться на Московский Патриархат в Европейский Суд. К сожалению, его утверждения о полной поддержке Церкви государством далеки от реальности. Иначе бы, как я полагаю, карьера адвоката Воронина бесславно бы закончилась.
Но я надеюсь, что восстановление единства Русской Церкви даст такой импульс православному возрождению, что станет реальностью «страшный сон» адвоката Воронина — Православная Россия, Единая и Неделимая, Великая, Малая и Белая.