Русская линия
Столетие.Ru Наталья Нарочницкая15.11.2006 

Сербы нам не чужие
Предложение о переселении сербских беженцев в Россию

В Калуге состоялась международная конференция «Братская Сербия: история и современность». Приветствие-послание участникам конференции направила председатель Комиссии Госдумы по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая.

Публикуем полный текст…

Косово — соборная икона православных народов

«Братская Сербия». Через утраты, унижения и страдания сербов и русских в ХХ и ХХI веке, мы пришли к сердечному пониманию этого феномена. Сколько бы политики ни пытались решить территориальные проблемы Балкан прагматически и в формате «общечеловеческих ценностей», они не найдут подлинного пути к урегулированию и благополучию балканских народов.

Мартти Ахтисаари, произнеся в лицо сербским руководителям: «Вы виноваты как народ!» лишил себя морального права заниматься третейством в несправедливом судилище между албанцами — косоварами и сербами. Он, как и весь Запад, теперь уже признавший во многом всю необдуманность своей ангажированности на стороне Армии Обороны Косово, заранее выносит вердикт исторической виновности сербов.

Написаны многие тома исследований, где историки и политологи проследили преемственность политики современного Запада и подстрекаемой Лондоном Оттоманской Порты, преемственность антиславянской фашистской, а затем и нацистской доктрины, стремления или уничтожить или растворить православные славянские народы.

Русская государственная власть от средних веков и до 90-х годов ХХ века прекрасно понимала и знала что такое «Братская Сербия», хотя, может быть, и вкладывала в это понятие по-разному политически окрашенные смыслы. Южная Сербия, Косово и Метохия, Македония — все это общая колыбель славянского православия — Византийское сообщество народов, объединенное духовной скрепой, что сильнее любых границ и политических идей. Эта колыбель — Охридская епархия, откуда вышли просветители всего славянства — Святой Наум и святой Климент, где слезами омывалась «Молитва над озером» святителя Николая Велимировича, где в захолустных горных селах стоят расписанные фресками до самого купола храмы ХI — ХV веков, это напитавшееся кровью и слезами славян Косово поле. Эта наша общая купель вот уже десятилетия каждый день подвергается поруганию осознанно и планомерно.

Судьба народов в руках Божьих, но вершится она через наши с вами помыслы и усилия. «Ельцинский грех» на Балканах останется лежать печатью позора на всех его временщиках. Сейчас уже от нас, от позиции современной и суверенной России зависит, сможем ли мы защитить колыбель нашей Православной веры и цивилизации. Соборное сознание православного мира тем и отличается от прагматической политкорректности, что постигает — в истории нет отложенных решений, есть только грех, за который придется заплатить назначенную цену.

Многое удалось, с помощью Божьей, преодолеть нашему народу, но неполной будет радость, если мы оставим на поругание то, что созидалось и хранилось веками. Каждый серб знает две заповеди, с которыми приходит в этот мир и уходит из него: кроме земной Сербии есть Сербия Небесная, где все предыдущие поколения собираются в небесную рать заступников и молителей, но также и Последних судей, каждого — от пахаря до короля или президента. И вторая заповедь, которая постигается каждым поколением сербов на собственном горьком опыте: «Само слога Србию спасава!» (Только единство спасет Сербию!). Эти заповеди хорошо бы вспомнить и нам русским!

Что мы, кроме соборной молитвы о Косове и Метохии, Македонии и Сербии, можем сделать? Если исходить из политических реалий сегодняшнего момента, то не так уж мало.

1. Вернуть в лоно реального международного переговорного процесса сам вопрос об определении государственного статуса автономного края Косово и Метохии, признавая возможность разделения края на сербскую и албанскую части, выступить с новой консолидированной внешнеполитической позицией, которая соответствовала бы исторической роли суверенной России. Выработать с экспертным сообществом православных государств механизм соблюдения прав православного человека в неправославных странах.

2. Выступить и реально создать (практически с нуля) механизм и процедуру охраны памятников Православной цивилизации, вынужденно существующих в инославном культурном контексте, а также создание Культурных заповедных регионов, принадлежащих и охраняемых всем человечеством. Неужели надо доказывать, что монастырь Высокие Дечаны нуждается в не меньшей заботе, чем африканские жирафы и антилопы! Следует создавать действенный фонд защиты православного наследия.

3. Церковь — это соборное тело, состоящее из всех ее прихожан, и часть этого тела десятилетиями страдает, гонимая из своих домов и храмов. До 500 000 беженцев, преимущественно православных на Балканах до сих пор без призрения.

Именно поэтому Фонд Исторической перспективы выступает с конкретной инициативой, обращенной в первую очередь к губернаторам Центральной России, по приему и размещению сербских беженцев из Косово и Метохии. Подобно тому, как король Александр Карагеоргиевич — «последний рыцарь», как называли его русские монархисты, принял в не самом богатом своем королевстве сербов, хорватов и словенцев десятки тысяч русских эмигрантов, бежавших от революции, считая их четвертыми славянами своего государства, полноправными гражданами, нам с вами должно исполнить исторический долг, не перед сербскими беженцами, приняв их в России, где финансисты упорно не могут найти применение денежных средств от Господом посланных России ресурсов, нам с вами должно выполнить долг перед собственной совестью.

http://stoletie.ru/pole/61 114 124 109.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru