Невское время | Тадеуш Кондрусевич | 14.11.2006 |
— Какие шаги для исправления такого положения Католическая церковь может предпринять совместно с Православной?
— Есть очень широкий круг проблем, которые мы можем обсуждать вместе. Это и секуляризм, и агрессивный либерализм. Когда мы все жили в Советском Союзе, мы хотели, чтобы была свобода. Но свобода тоже должна иметь какие-то рамки. Если перейти улицу на красный свет, мы знаем, что случится. То же самое и здесь. Вот два года назад глава итальянской полиции, очень хороший католик, должен был стать министром Европравительства, но он сказал на публику, что он думает о семье как католик, как христианин. И его не пустили в европейское правительство! Если это произошло бы 30 лет назад, весь мир закричал, что человек преследуется по принципу веры, а сегодня там все молчат. Есть и множество других проблем. Мы видим, сколько рекламы на улице, мы видим это несчастное пиво, которое все пьют, мы видим эти игровые автоматы и тому подобное.
— Как смотрит КЦР на отношения с другими религиями? Насколько повлиял на ее позицию недавний скандал с высказываниями папы, оскорбившими мусульман?
— Да, лекция папы вызвала очень большую реакцию. Я принял председателя совета муфтиев России Гайнутдина и объяснил ему, что папа ни в какой мере не хотел обидеть мусульман. Он просто взял исторический факт. За этим ничего не стоит, это была академическая лекция. И конечно, заверил, что и российские католики, и Католическая церковь в целом будут развивать диалог не только с христианскими конфессиями, но и с другими, в том числе и с исламом. Муфтий сказал, что объяснения его удовлетворяют. Мы с облегчением вздохнули. Мы живем согласно Второму ватиканскому собору, на котором было решено, что мы должны защищать свою идентичность как христиане, но должны видеть и в других монотеистических религиях зерна истины. Они там есть! Я учился в Политехническом институте в Ленинграде. Когда я был на втором курсе, приехало много студентов из Африки, и я жил вместе с человеком из Судана. Как усердно он молился, когда приходило время! У нас, христиан, на это вечно не хватает времени и еще чего-то. Папа Иоанн Павел II очень часто указывал на мусульман: посмотрите, как они молятся, с них нужно брать пример. Защита жизни, защита принципов семьи (я не говорю о многоженстве и другой специфике) — мы здесь стоим с мусульманами на одних и тех же позициях. Поэтому есть очень много общих точек соприкосновения для совместной деятельности.
— Можно ли сказать, что сейчас особо остро стоит проблема религиозной нетерпимости, или она была всегда?
— Я думаю, что эта проблема уже спадает, особенно в России. Конечно, как кто-то говорил, у всех есть свои ваххабиты. В семье не без урода, знаете. Но у нас в России более чем тысячелетняя история совместного проживания христиан и нехристиан. Думаю, что этот опыт должен быть востребован во всем мире.
— Не являются ли все эти современные вызовы общества признаками «последних времен» и началом конца света?
— Я не думаю об этом, потому что Христос сказал: «Никто не знает, когда грядет этот судный день». Мы знаем, что было древнеегипетское государство, потом оно рухнуло, но мир не рухнул. Потом была Римская империя, в конце ее был тот же разгул безнравственности, все хотели только хлеба и зрелищ. И сегодня мы тоже видим повсеместный отказ от нравственности. Поэтому падение современного глобального общества может быть просто неким ударом для вразумления современных людей — одумайтесь! И если они одумаются, начнется новый виток цивилизации. Как нас учили по марксистско-ленинской философии, все идет по спирали… Думаю, что хотя этот постмодернизм имеет негативное влияние на нравственность, в то же самое время он станет очень большим уроком для людей, чтобы они взялись за ум. Я не думаю, что все, происходящее в современном мире, — это начало его конца.
Беседовала Камилла НИГМАТУЛЛИНА
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=256 852 532