Труд | Валерий Коновалов | 14.11.2006 |
Что же их всех объединяет уже на протяжении нескольких лет?
Может кому-то показаться странным, но это не что иное, как издание «Православной энциклопедии», членами Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов которой являются эти влиятельнейшие в нашей стране люди.
Мне это странным не кажется. Ведь религия, вера, духовное просвещение вовсе не так уж далеки от самых насущных проблем общества. Больше того, без всего этого вряд ли такие проблемы вообще разрешимы. Так что на совместных заседаниях трех советов обсуждают, по сути дела, состояние нашего духовного здоровья и рецепты его укрепления.
А каждый новый том становится не только поводом для очередного заседания, но и позволяет с необычной точки зрения взглянуть на то, что с нами происходит.
Вчера представляли двенадцатый том. Среди его статей заметное место занимают те, что связаны с проблемой греха, греховности, грехопадения. Если вдуматься, тут можно обнаружить весь смысл христианской веры и найти ответы на самые главные вопросы. Или уж, во всяком случае, сами эти вопросы обнаружить. Что такое грех? Другими словами: что такое хорошо и что такое плохо? То есть в чем основа основ человеческого общежития? Если тут найти согласие, все остальное решаемо.
Но почему вообще грех возможен в той жизни, которую создал Бог для радости? Зачем нужно было создавать запретный плод? И почему человечество из поколения в поколение расплачивается за проступок своих прародителей?
Это не только богословские проблемы. А очень даже сегодняшние.
Время в религии относительно. Все, что происходило, происходит сейчас. Нашими современниками оказываются Адам и Ева, которые, по словам блаженного Августина, «преждевременно захотели получить то, что было отсрочено для них до более благоприятного времени». Мы поступаем вместе с ними так же. И так же нарушаем запрет.
«Заповедь запрещала не познание мира, — говорится в энциклопедии, — а самочинное обладание им, достигаемое путем вкушения запретных плодов, что приводило к узурпации человеком власти над миром, независимой от Бога. С помощью заповеди человек должен был включиться в процесс воспитания, которое было для него необходимо, ибо он находился лишь в начале пути своего совершенствования. На этом пути послушание Богу… являлось непременным условием, при котором только и было возможно всестороннее развитие человека, призванного жить не в эгоистической самоизоляции, а в любви, общении и единстве и с Богом, и с людьми».
Попытки без Бога строить экономику, политику, культуру, властвовать над миром продолжались и продолжаются. Ничего нового в сравнении с поведением прародителей. И это не только их грехи, но и наши.
— Где ты был, Адам? — спросил Бог первого человека после его грехопадения. Вопрос, обращенный не только к Адаму.