Русская линия
Православие и исламПротоиерей Олег Стеняев14.11.2006 

Троица в христианском вероучении

Бог в понимании мусульман христиан и иудеев есть Владыка всех миров. Бог управляет миром людей, Он управляет миром животных, птицы звери, всё находится в подчинении у Бога все миры и в христианском понимании, вера в Создателя это вера в Творца так как Бог Творец по праву Творца он является единственным собственником во вселенной, если Он создал мир то Он является единственным собственником, и в христианском понимании воля Бога раскрывается в Его откровении. Для нас христиан это Библия для мусульман это Коран для иудеев преимущественно Тора. Наши отцы — алимы — православные ученыё говорили с древних времён, что человек может понять Бога только ! поскольку Бог сам откроет себя человеку, сам человек не может возвысится до богообщения. Он нуждается в откровении от Бога и вот когда откровения даётся по мере того света который Бог посылает человек может постигнуть Творца. Мы знаем что Бог общался с разным людьми, Он общался с Нухом, он общался с Ибрагимом, он общался с Мусой и всякий раз когда Бог общается со своими пророками- наби, Он даёт какое то своё новое слово. И то откровение какое имел Нух оно отличалось от того откровения которое Ибрагим, то откровении которое имел Муса оно отличалось от откровений других пророках. И в Коране правильно сказано, что Ибрагим не был иудеем, и не был христианином. Потому что для каждого пророческого этапа соответствует какое то своё откровение. Итак постичь Бога в христианском понимании мы можем только поскольку Он сам открывает себя нам. Для нас христиан первое свидетельство Бога о Самом Себе это Библия и стих который звучит следующим образом:.берешит бара элогим вэ эдгашамаим! вэ эдгаарец. С еврейского обычно этот стих переводят так: «в начале сотворил Бог небо и землю», но в действительности дословный перевод будет очень сложным, если сделать дословный перевод этого еврейского стиха то получится так. вначале сотворил боги с небом и с землёй.

В еврейском тексте Торы очень часто о Боге говорится в единственном числе и обязательно какое-то слово может быть во множественном числе. Или наоборот о Боге говорится во множественном числе, а какой-то глагол сказуемое может быть в единственном числе. И вот эта тайна она до сих пор не разгадана еврейскими раввинами если вы возьмёте любой комментарий талмудический даже очень древний они говорят, что вот такие тексты свидетельствуют о том, что Бог один, но в нём множество качеств. Поэтому в Библии часто о Боге говорится и в единственном и одновременно во множественном числе.

Что можно сказать об этой ситуации поподробнее? Главная заповедь священного писания, ветхого и нового завета это заповедь- ќшмо Исраель адонаи элокей адонай эхад›. Когда Иисуса Христа однажды спросили: ќкакая большая заповедь›, он назвал именно эту заповедь. Она переводится на русский язык следующим образом: ќслушай Израиль Господь Бог твой есть Господь Единый›.Адонай эхад — это вера в божественное единство.

Святые отцы говорят, что если мы скажем о Боге что Он милосерд, то мы не скажем о нём всё, потому что он ещё и правосуден. Если мы скажем о Боге что он правосуден, то это не значит, что мы сказали всё, потому что он и милосерд. А когда мы говорим о Боге, что он един, вот в этом определении адонай эхад свидетельствуется о всех свойствах Бога о всех проявлениях Бога. Он един прежде всего в своих достоинствах! Он един как Милосердный, Милостивый, Рахман, Рахим! Он Един как правосудный, гнев Бога свят!

Он есть Тот, кто ведёт постоянно диалог со своим творением, в христианской традиции это называется божественным Логосом. Божественное Слово, обращённое ко всему творению. Бог и творит мир своим Словом. Слово Бога эт! о не есть слово человека. Слово человека не обладает такой творческой энергией как слово Бога. Человек может, что-то пожелать, но это не значит, что это исполнится. А если Бог говорит, Он проявляет своё желание, Он говорит. будь. и оно становится. Как сказано. И сказал Бог, да будет свет и стал свет. Богу достаточно проявить свою волю и она моментально облекается во, что-то конкретное. Поэтому Божественный Логос, это есть, то Божье Слово которое сотворило небо и землю. Божественный логос это есть, то божье слово которое говорит во всех пророках. От первого пророка до последнего пророка. Божественное слово оно не покидает общину верующих людей. И оно распространяется не только на христиан. В послании к римлянам апостол Павел пишет:.Язычники не имея закона, по природе закона делая, тем самым обнаруживают, что закон написан в их сердцах. О чём свидетельствует совесть их и мысли их. Т. е. Бог ведёт диалог со всем творением, он ведёт внутренний диалог с каждым живым существом.

Мне очень понравилось высказывание в одном исламском тафсире, там сказано, ќесли чёрной, чёрной ночью по чёрной, чёрной скале ползёт чёрный, чёрный муравей, то Аллах знает, куда и зачем он ползёт›. И вот когда мы читаем в книгах Библии, Бог называется Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Исакова, некоторые богословы спрашивают, а почему три раза говорится Бог, Бог, Бог. Разве три Бога? Христиане говорят, что Бог один, иудеи тоже говорят Бог один. Но как понять Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова? Это свидетельство о том, что каждый пророк имел неподражаемый опыт богообщения. Более того, каждый человек имеет своё собственное общение с Богом, оно неподражаемо.

Авраам, Ибрагим, мир ему, имел особый опыт богообщения и опыт Исаака он отличался как и опыт Иакова. Хотя они общались с одним и тем же Богом. Не случайно, что в коранической традиции часто подчёркивается, что Коран дан на ясном арабском языке, т. е. с учётом особенностей тех людей, которые и могли только разговаривать на этом языке. Когда Бог давал истины через других пророков они тоже были абсолютно ясны, в том смысле что эти истины давались с учётом адекватности этих людей, как они могут воспринимать истину.

Мы, христиане учим, что божественная сущность она одна, не две, не три, а именно одна божественная сущность, но которая проявляет себя как абсолютная творческая забота о всём роде человеческом, то, что мы называем словом Отец, как Божье Слово, творческое, то, что мы называем Логосом или Сыном и как Божественная сила действующая во вселенной, то, что мы называем Духом Святым.

Но при этом, если какой то христианин скажет, что это три бога он будет объявлен еретиком, была такая ересь маркиане, они говорили, что есть три бога. Бог Отец — это один Бог, Бог Сын — это другой Бог, Бог Святой Дух — это третий Бог. Эту ересь Церковь осудила.

Потом появились ереси, которые были связаны с личностью Иисуса Христа. Были монофизиты которые говорили: Иисус Христос Бог от начала и до конца, их спросили, а как же он страдал на кресте, Бог же бесстрастен. Они говорили: это были такие видения! Церковь осудила монофизитов, и Церковь сказала, что это ересь.

Божество никогда не может соединится с материей, с тем, что называется телом! Поэтому православные провозгласили идею неслиянности человеческого и божественного на любом этапе богообщения. Будь то в Иисусе Христе или в разных других пророках. Т. е. Бог хотя он и вездесущ он нигде по христианским понятиям не соединяется с материальным миром. Он нигде не становится частью материального мира, равно как и материальный мир не становится частью Бога.

Если кто-то начинает утверждать подобное. это ширк на вашем языке, а на нашем языке это ересь, утверждать, что божественное слилось с чем-то материальным. Это совершенно не допустимо. Когда окончились споры с монофизитами, появилась ересь монофилитов. Они говорили, что у Иисуса Христа одна воля. Да у него две природы божественная и человеческая, но у него воля одна. И тогда Церковь сказала: ќнет у него есть человеческая воля, которая не слитна с божественной›. Т. е. даже на уровне внутреннего духовного мира Иисуса Христа его человеческая воля не слита с божественной волей.

Иисус Христос часто говорил о себе, Я есть сын человеческий. И когда мы говорим о божественности Христа мы говорим о божественности миссии. О том, что Божественный Логос, то творческое Слово, которым Бог сотворил мир, и только Оно тождественно Богу, в том смысле, что Бог всегда со своим Словом.

Мы не можем представить Бога без Его Слова, мы не можем представить Бога немым. Бог имеет Слово и этим Словом небо и земля сотворены. Он говорит ќБудь› и это сразу появляется. Поэтому вся история Православия. это история борьбы против ширка того или иного, против той или иной ереси, когда некоторые люди пытались соединить божественное с материальным.

Святые пророки Божьи в Библии говорят, что Бог по отношению ко всему творению как горшечник по отношению к горшкам. И если кто-то хочет тот или иной горшок поставить на место горшечника, с нашей точки зрения это конечно безумие и это страшный грех. Это совершенно не допустимо.

Поэтому когда нас, христиан, обвиняют в том, что мы верим в трёх Богов это не так. В Коране говорится о тех людях, которые верили в трёх. Но не надо забывать, что Саудовская Аравия находилась в подбрюшье Византийской Империи и туда ссылали всех еретиков. Были еретики которые говорили, Отец это один Бог, Сын это другой Бог, третий Бог дух святой. Были еретики которые говорили, отец это один Бог, Иисус это другой Бог, Дева Мария это третий Бог. Были самые разные лица. Была даже ересь, которые говорили три бога это один Иисус Христос. Он и Дух, он и Отец он и Сын. И вот церковь она все эти ереси изгоняла. И когда мы, христиане, читаем Коран, и мы встречаем какие то рассуждения о Троице, нам понятно, о чём идёт речь. Потому что мы знаем контекст разных ересей, которые существовали с древнейших времён.

Мы настаиваем на том, что мы монотеисты. Мы верим в единую Божественную сущность. Если кто-то нам докажет, что на каком то этапе мы соединили материальное с божественным, это конечно бы нас удивит. Потому что вся борьба нашего богословия на всех Вселенских Соборах это была борьба за то, что бы не допустить ширка, смешения Божественного с человеческим, материального с абсолютно чистым Духом.

Для нас, христиан. это борьба продолжается до сих пор. В нашем мире есть ереси, например армянская вера, это вера в то, что Иисус Христос это абсолютный Бог. Есть копты, которые верят, что он имел только одну божественную волю, и там не оставалось уже человека. И мы не имеем литургического общения с этими ересями, мы идём царским, срединным путём и стараемся и дальше идти этим срединным путём.

И последнее, по поводу двух диспутов, которые у нас были. Мы православные не считаем, что мусульмане поклоняются какому то другому Богу. К сожалению, эта мысль промелькнула в полемике. Дело в том, что когда начались византийско-арабские войны в своё время, то церковь под давлением власти вынесла решение, что у мусульман другой Бог. Но это решение не продержалось и более года и! в Константинополе, на Соборе было вынесено решение, что нет двух Богов, есть один Бог. И все, которые признают Творца вселенной в том или ином виде, в той или иной степени, они поклоняются истинному Богу. Поэтому с нашей точки зрения Бог один и если вы почитаете Бога как Творца вселенной вы имеете общение с тем же Богом, с каким имеем общение и мы.

Касательно миссии Мухаммада. Это миссия возникла в мире язычества и не один нормальный христианин не скажет, что уничтожение идолов. это зло. Эта миссия возникла там, где люди предавались пьянству, масиру (азартным играм), и не один нормальный христианин не скажет, что уничтожение пьянства и азартных игр это плохо. Эта миссия возникла там, где новорожденную девочку зарывали в землю, и не один нормальный христианин не скажет, что отмена этих звериных законов. это зло.

Мы, христиане, как я уже сказал в начале, верим, что даже Язычники, не имея закона, по природе закона делая, тем самым обнаруживают, что закон написан в их сердцах. Тем более мы можем только приветствовать, если люди, исповедующие единобожие, пытаются держатся нравственных начал в жизни.

Единственное, что мы можем сказать, мы верим. Вера это категория такая личностная и субъективная, но мы верим, что полнота откровения дана именно христианам. Это не значит, что истинна не дана другим, но в определенном понимании мы верим, в какую-то особенную миссию христианства. Если вы читали Суру Трапеза, там говорится о том, что апостолы просили о том, чтобы Бог посылал хлеб с неба и Иса. Иисус Христос молился, чтобы послан был хлеб с неба. И в этой Суре говорится, что это особое исключительное состояние этих людей, что они вкушают хлеб с неба. Я смотрел комментарий очень уважаемого алима, это главный муфтий Ливии, по поводу этих аятов, он сказал, конечно, речь идёт о христианском причастии. Это комментарий верховного муфтия Ливии. И это произвело на меня сильное впечатление. Т. е. мы считаем, что мы можем не только веровать в Бога, но мы имеем какую-то особу милость которая дана Богом. Пребывать в каком-то особом мистическом общении с Ним.

Вот здесь мы должны быть предупреждены, что бы не превозносится. Отец Булгаков, который написал книгу которая называется. О православии. сказал, из всех религий самая истинная Христианство, из всех христианских религий самая истинная. Православие. А затем он сказал, Бог нас избрал не затем, что мы лучше других людей, а наоборот, потому что мы хуже других людей и мы не можем самостоятельно ходить перед Богом как многие люди могут это делать и поэтому Бог посылает какую-то исключительную помощь нам, что бы поддержать нас.

И последние две иллюстрации. Про праведного Авраама сказано в Торе, что Авраам ходил пред Богом. Т. е. Авраам жил так. Ибрагим, мир ему, всегда имел в мыслях волю Бога. А вот про Ноя, мир ему, сказано, что Ной ходил с Богом. И комментаторы говорят, ќС Богом› это означает, что один он не мог ходить. И Ной называется праведным в роде своём, т. е. праведным в своём поколении. И толкователи говорят, живи Ной во времена Авраама он считался бы горьким пьяницей и грешником, но в своё время он был лучшим человеком в своём поколении. Бог не смог найти лучше чем Ной, мир ему.

У нас христиан осознание своей исключительной миссии это не повод для превозношения. Иисус Христос рассказал притчу о званных людях, их звали на пир, а они не пошли, и тогда было сказано собирайте всех хромых, косых, убогих и из них составьте общину. Мы христиане это бывшие языческие народы, которые пребывали во тьме невежества, это люди с повреждённой нравственностью, но Господь нас призвал такими, какие мы есть, и мы стараемся верить в единого Бога, стремимся к постижению Божественного единства в изучении разных качеств Бога, Его Божественных свойств. И мы стремимся исполнять законы Бога.

http://www.pravoslavie-islam.ru/osteniaev.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru