Русское Воскресение | Геннадий Мокеев | 13.11.2006 |
XVI век. Можайский рубеж. В то время Русь находилась под татаро-монгольским игом. Распри мелких русских князей поощрялись ханами Золотой орды. Но выдвинувшиеся московские князья сразу же обрели еще одного внешнего врага.
В 1341 году смоленский князь Иван Александрович решил силой возвратить себе Можайск, для чего призвал на помощь молодого воинственного литовского князя Ольгерда. Союзники вместе напали на Можайск, сожгли его посад, но крепости взять не смогли. Можайцы тоже не сидели, сложа руки. В 1358 году тверской князь Василий Михайлович, а также «волотьская рать да можайская» на некоторое время освободили от литвы Ржев. Так смоленские князья, пограничные города Волек (Волоколамск) и Можайск «втянули» Москву в «литовщину» — длительную войну с великим княжеством Литовским.
В 1368 году Ольгерд снова напал на Можайск, сжег посад, затем приступал к Москве, выжигая окрестные села. В 1970 году смоленский князь Святослав захватил Верею. Но можайцы «гнаша, на лесе Болоньском полон отъяша». Ольгерд в то же время штурмовал Волоколамск. Не взяв его крепости, он целую неделю вместе со смоленским князем опять безрезультатно осаждал московский Кремль. В 1372 году Ольгерд снова ходил к Москве, как обычно разоряя по пути села, уводя в плен население, — в общем 30 лет периодически опустошая Московскую землю. Таким образом, в середине XIV века ясно обозначился долговременный «театр военных действий» на западной границе Московского княжества. Кто же конкретно и как противостоял тогда «литовщине»?
В 1367 году в ожидании нападения татар и литвы московский молодой великий князь Дмитрий Иванович (позднее — Донской) спешно строит в Москве «каменный город Кремль» (каменная стена была сооружена в одно лето лишь на приступе). Затем князь начал создавать на юге и на западе цепочки из пограничных крепостей. После Куликовской битвы с Мамаем в 1380 году и Тохтамышева, разорения Москвы и Можайска в 1382 году, Дмитрий Донской «перенес» на западную границу Рузу (с городища Старая Руза), а в договоре 1382 года с рязанским князем Олегом закрепил за Москвой Верею и Боровск. (ДДГ, М-Л., 1950, с.29).
В 1389 году Дмитрий Донской завещал Можайск своему сыну князю Андрею Дмитриевичу. Боровск и Волоколамск были даны двоюродному брату князю Владимиру Андреевичу Храброму; в Pyзe сидел «рузский воевода» князь Бобрек Волынский (Владимир и Боброк возглавляли в Куликовской битве победоносный Засадный полк). Позднее в начале XV века появился свой князь в Верее — сын можайского князя Михаил Анд реевич Верейский.
Создавая и укрепляя Можайский рубеж обороны Москвы, Дмитрий Донской бесспорно сам бывал в Можайске, останавливался на Княжьем дворе, раздавая своим боярам пограничные земли-усадьбы. Не случайно на Куликовом поле погибло около 60 можайских бояр, — больше чем бояр других московских пригородов (Н.Власьев). Более того, под Можайском Дмитрий, может быть, «показательно» устроил в Исконской слободе свой сельский двор (подворье — усадьбу), который он завещал в 1389 году своей супруге Евдокии (матери Андрея; СГГиД, I, гр.34, с.60−61). А некогда смоленский городок Искона и Исконская волость существовали раньше Можайска и Можайской волости еще в XI-ХII веках. Захват в собственное владение древней доможайской Исконы были знаменательны для укоренения здесь московских князей.
Таким образом, еще в XIV веке Дмитрий Донской создал на западней границе Московского княжества Можайский рубеж — цепочку из пяти крепостей: Волоколамска, Рузы, Можайска, Вереи и Боровска.
Каким-то чудесным образом на трех больших дорогах с запада к Москве возникли три крупных крепости с мужскими именами, а между ними две маленьких с именами женскими. В Западной Европе издревле любили олицетворять города с богами, богинями, животными-тотемами: Афины, Париж, Лос-Анжелес, Берлин… У нас перед Матушкой Москвой на западе появились в XIV веке города-воины: три сказочных «богатыря» и с ними две «крепости-богатыри».
Судьба уготовила им на будущее бесконечную череду войн, одну страшней другой. Уже в 1404 году можайцы защищались от литвы возле Боровска, в I406 срединный Можайск был опорной базой русских войск в войне с литовским великим князем Витовтом, в 1408 — город сожгли татары, в 1446 — он опять база против литовского Казимира, который неожиданным набегом сжег городской посад… Так со времени Дмитрия Донского началась героическая и трагическая история Можайского рубежа в защите Москвы, Русского государства от разного рода вpaгов.
До сих пор не все знают облик святого князя Дмитрия Донского. Например, художники рисуют его нередко утонченным блондином, Но уже в 30 лет князь «беаше же сам крепок зело и мужествен, и телом велик и широк, и плечист, и чреват вельми, и тяжек собою зело; брадою же и власы черн, взором же дивен зело». Конь под таким князем, очевидно, тоже не был тонким и резвым скакуном, а был, скорее всего, «тяжело возом». При таком описании Дмитрия Донского в памяти всплывает образ могучего Ильи Муромца на известной картине В.M. Васнецова «Три богатыря».
Во время Куликовской битвы Дмитрию как раз было 30 лет. Со своими телохранителями (личная дружина «кованая рать» обычно в 300 профессиональных рыцарей) он встал пешим в первый ряд воинов Сторожевого полка, который почти весь был изрублен татарами. А о Дмитрии лето писец написал: «Прежде всех начал битися с тотары: да одесную его и ошую его оступиша татарове аки вода, и много его по главе его и по плещама его и по утробе его быоще и колюще и секуще. Но от всех сих Господь Бог милостию Своею, и молитвами Пречистые Его Матере, и вели кого чудотворца Петра и всех святых молитвами соблюде его от смерти. Утруден же бысть и утомлен от великого буяния татарьского тольке, яке близ смерти». Поэтому, видимо, и прожил князь всего 39 лет.
1412 год. Святой Никола Можайский. В 1408 году залетный отряд золотоордынского хана Едигея, осадившего Москву, неожиданно захватил и сжег Верею и Можайск. К 1412 году можайский князь Андрей Дмитриевич (кн. с 1389 до 1432 гг.) вместо сожженного деревянного выстроил в Можайске каменный Никольский собор. А на восстановленные деревянные крепостные ворота, очевидно по благословению появившегося здесь святого старца Ферапонта, велел изготовить в 1409 году святой оберег — резную икону святого Николы Чудотворца с мечем и градом в рукax. Каменный городской Никольский собор и св. икона Николы Можайского возникли практически одновременно: надвратный Меченосец должен был охранять с этих пор храм и град.
В 1470 году можайский и дмитровский князь Юрий Васильевич (кн. в 1462 — 1472 гг.) вместо деревянных построил каменные Никольские ворота с надвратной церковью Воздвижения Креста Господня. При этой перестройке резного Николу сняли с деревянных ворот и поместили в Никольском соборе. Здесь очевидно проявилась чудотворность иконы, не позволившая уже вернуть ее обратно на каменные ворота. «Крепостная» икона стала «церковной» и простояла в соборе 70 лет.
Лишь в 1541 году на осевой площадке каменных ворот впереди надвратной Крестовоздвиженской церкви была выстроена для Николы «на вратех» особая часовня с лестницей изнутри крепости с запада вдоль крепостной стены и площадкой-папертью перед церковью с часовней: «Лета 7049 делали паперть да и город делали» (надпись на камне в стене Старого Никольского собора).
О строительстве часовни именно в это время могут говорить трех лопастные кокошники или даже яруса островерхих кокошников, изображенные на храмах некоторых икон св. Николы Можайского (кокошники на самих московских церквах появились в начале-середине XVI века). А для Никольского собора тогда же вероятно была изготовлена резная копия надвратного Николы, но с державой в руке (указана там по Описи 1596−98 годов).
С 1541 года к святому Николе Чудотворцу Можайскому развернулось и стало нарастать молитвенное паломничество русских православных людей, всего русского народа, даже светских и церковных государей, люди обращались к Николе за заступничеством, за помощью от болезней и бедствий. К концу XVI века в городе появилось 75 храмов, 16 монастырей (Н.Власьев). Можайская крепость с потоками богомольцев стала походить на монастырь, а Можайск стали называть даже «Священным го родом русских». И это при том, что в нем даже не существовало каких либо мощей св. Николы Мирликийского. Опорой всех трансформаций го рода служил деревянный резной образ Николы Можайского с мечем и градом в руках! А что это были за трансформации и почему русские люди стали придавать можайскому образу св. Николы огромное значение?
Еще при Василии Ш (отце Ивана Грозного) против крепости на посаде был заново отстроен Государев двор, — великие князья московские нередко принимали здесь послов иностранных государств (столичная функция). На посаде города появились Царицын двор (очевидно при Елене Глинской), а после 1569 года — Патриарший двор (первого патриарха Иова). При царе Иване Грозном Можайск был городом опричников, потом воинской ставкой русских войск во время длительной Ливонской войны. В Священный город даже запретили вход иностранцев-иноверцев.
В такой ситуации резной образ св. Николы Можайского с мечем и градом в руках появился в середине ХVI века в Воскресенском соборе города Волоколамска — св. Никола Волоколамский. Другой такой же образ Меченосца — в Благовещенском соборе Боровска — св. Никола Боровский. Такие же резные образы Никиты Меченосца имелись в соборе Воскресения Христова Рузы и Рождества Христова Вереи — Никола Рузский, Никола Верейский (Померанцев Н. Русская деревянная скульптура. М., Сов. художник, 1967). Николы Меченосцы появились тогда не только в городах Можайского рубежа.
Много позднее, в 1723 году в Синод Петербурга из деревень Можайского уезда было прислано на освидетельствование восемь резных образов св. Николы Можайского (из Клушина, Сосниц и др.), причем в 1728 году все они были возвращены на прежние места.
В Москве резной образ Николы с мечем и градом в руках имелся в качестве оберега города над Никольскими воротами Кремля. Здесь он представал святым защитником русской столицы. В середине XVII века Павел Алеппский писал: «На вторых воротах (Кремля) снаружи — образ святого Николая, который держит в правой руке обнаженный меч, а в левой — этот город, ибо он избавил его от злобы неверного Тамерлана» (Иностр. о древн. Москве. М. Столица, 1991, с.324).
Сведения были, конечно, получены от самих москвичей. Святой Никола исстари считался защитником и покровителем москвичей, но в ХVI-ХVII веках он представал уже в виде Меченосца Можайского. Здесь видна «перекличка Никол» в столице и на Можайском рубеже! Однако еще с XIV века Москва считалась Домом Пресвятой Богородицы. Поэтому св. Никола уже вместе с Богородицей в 1395 году сказался причастным к чуду спасения столицы от страшного Тимура, который, как известно, шел с войском к Москве, но неожиданно развернулся перед русской границей и ушел обратно на юг громить Тохтамыша.
А ведь каменные Никольские ворота были построены еще в 1367 году в Кремле Дмитрия Донского. Через столетие в 1462 и 1465 гг. зодчий и скульптор Василий Ермелин изготовил для главных Фроловских (Спасских) ворот горельефы св. воинов Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Очевидно тогда же в 1468 году скульптор изготовил и горельеф св. Николы Можайского для Никольских ворот. Образцом для горельефа послужил можайский образ, находившийся тогда еще на крепостных воротах Можайска. Г. К.Вагнер вообще считал, что можайский св. Никола послужил образцом для резных скульптур св. Георгия и Дмитрия на Фроловских воротах Кремля: «Мы видим здесь повторение того, что несколькими десятилетиями раньше имело место в Можайске. Там — Никола с мечем, здесь — Георгий и Дмитрий Солунский с копьями» (Вагнер Г. К. От символа к реальности. М., с.2О8).
В 1491 году Никольскую башню Кремля возвели заново «не по старой основе». Но образ можайского Меченосца был, очевидно, перенесен на новые ворота и существовал здесь уже до 30 года XX века (был срублен при строительстве каменного мавзолея и трибун).
В Москве существовало по церквам множество образов св. Николы: резных, живописных (иконописных), шитых. Так резной образ с мечем и храмом в руках имелся в кремлевском соборе св. Николы Гостунского (резчик — старец Ипполит, образ хранится в Музее Кремля). Имелись образы на южном фасаде церкви св. Николы Стрелецкого на Боровицкой площади против Кремля, в Казанском соборе на Красной площади, в Никольской часовне возле Никольских ворот Кремля, в церкви св. Николы на Арбате и в других храмах.
Общеизвестно, что любая армия сильна не только числом и современным вооружением, но и воинским духом. И если Можайский рубеж на пяти крепостей был создан Дмитрием Донским, то «воинский дух» в этот рубеж «вдохнул» его сын Андрей Дмитриевич Можайский и святой старец преподобный Ферапонт. Это при них мирный Никола Чудотворец, как защитник Можайска, Русского православного народа поднял меч против нашествия Запада. И русский народ не только одобрил, но и полюбил этот образ. Сотни таких Никол, особенно в Смутное время (когда Никола Можайский был увезен в Литву и до 1619 года пропадал «в плену») распространились по всей Русской земле вплоть до Урала и Сибири.
Недавно в итальянском городе Бари, где хранятся святые мощи Николая Мирликийского, скульптор Вячеслав Клыков получил возможность поставить каменный резной образ св. Николы Можайского. Все европейские посетители города Бари, да и не только европейские, всегда спрашивали: почему и на кого св. Никола поднял меч? Клыков отвечал, что это тайна древнего образа, которой никто не знает.