Русская линия
Фонд стратегической культуры Юрий Рубцов13.11.2006 

Чему учат наши учебники?

Учебники для школ и вузов России буквально набиты фактическими, орфографическими, стилистическими ошибками, нередко распространяют нигилизм, несут нравственную порчу. Вот лишь некоторые примеры того, чему учат сегодня наших детей:

— «Вы ощущаете, что определенные участки тела особенно чувствительны к прикосновениям. Такие участки называются эрогенными зонами. Прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение». Это — «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса (авторы С. Вангородский и др.);

— «Если папа (при разводе) окажется мерзавцем и наймет хорошего адвоката, то придется маме искать вторую работу…». Это — «Граждановедение» для 9 класса (автор Я. Соколов.);

— «Кто-то выбирает работу с повышенной опасностью для жизни: каскадера, космонавта, испытателя. Некоторые проводят на себе опыты: апробируют лекарства, сыворотки. Законом не карается самоубийство…». Это — «Обществознание» для 8−9 классов (под редакцией А. Кравченко);

— «Мне 14 лет, с родителями поссорилась, ушла жить к сирийцу». Это — пособие для старшеклассников «Немецкий язык, контакты» (авторы Г. Воронина и В. Карелина).

Министр образования и науки А.А. Фурсенко признал, что учебная литература, издаваемая в России, на 80% содержит «ошибки» того или иного рода. Дальше ехать некуда: ведь на большинстве действующих учебников и учебных пособий красуется гриф «Рекомендовано… Министерством образования и науки РФ».

«Ужасом» назвал содержание школьных учебников ректор МГУ академик В.А. Садовничий, ответственно заявивший, что на протяжении последних 15 лет содержание школьного образования деградирует, понижается уровень знания естественных наук, математики. Сейчас школьник, по словам В.А. Садовничего, «знает меньше, знает хуже, а некоторых разделов не знает совсем, и это опасно». Опасно потому, что на таком «учебном» материале идущее на смену поколение не будет здоровым ни в нравственном, ни в умственном отношении.

А каково положение с учебной литературой по тем предметам, которые должны в первую очередь формировать духовно-нравственные качества, гражданское сознание, патриотизм? Если судить по учебнику по литературе для 10−11 классов (СПб, Академия, 2005), к вершинам изящной словесности о Великой Отечественной войне относятся лишь стихотворение «На смерть Жукова» И. Бродского и роман Г. Владимова «Генерал и его армия», героизирующий предателя Власова.

В вузовском учебнике А. Кредера по новейшей истории зарубежных стран предпринята попытка дать новую периодизацию второй мировой войны, которая умаляет роль Красной армии в разгроме германского рейха. Уходят на второй план Московская, Сталинградская и Курская битвы, определившие коренной перелом в ходе не только Великой Отечественной, но и всей второй мировой войны. По А. Кредеру, поворотным пунктом войны нужно считать сражение при Эль-Аламейне или битву за Филиппины.

И таких учебников десятки. Освободившись не только от пут официальной идеологии, но и от элементарной добросовестности, от требований нравственности и чувств патриотизма, авторы подобных учебников перекраивают историческое прошлое нашей страны, меняют плюсы на минусы, «перемещают» Россию на периферию всемирно-исторического процесса.

Особенно неблагополучное положение, как отмечает руководитель рабочей группы Российского организационного комитета «Победа» генерал армии М.А. Гареев, сложилось в освещении истории Великой Отечественной войны. Имеют место целенаправленная дискредитация Великой Победы. Агрессия гитлеровской Германии против СССР нередко подается как ее ответ на «военные приготовления» Советского Союза, внимание обучающихся акцентируется на неумении отечественных полководцев воевать, на людских потерях.

Школьные и многие вузовские учебники по отечественной истории заканчиваются изложением событий августа 1991 г. Предшествующий период, в ходе которого формировалось мировоззрение нынешних школьников и студентов, не освещается. Имеющиеся же попытки охарактеризовать становление новой России неудачны по аргументации, стилю и языку, тексты учебников часто напоминает полемические газетные статьи, авторские оценки субъективны, пристрастны.

В документах, исходящих от министерства, РАН, Российской академии образования говорится, что новое видение исторического процесса предполагает преодоление прежних представлений о его одномерности. Рекомендуется обучать школьников и студентов, исходя из альтернативности исторического развития. Прекрасно! Однако, беда в том, что рекомендации на тему, как учить, и само обучение разнесены по разным плоскостям. Главная причина — повальная коммерциализация всей сферы производства учебников, от написания до издания и распространения.

За печатание учебников в буквальном смысле не на жизнь, а на смерть бьются издатели. Делят жирный пирог: по экспертным оценкам, рынок школьной литературы составляет в России более 120 млн. долларов в год. Многие из авторов «прикормлены» издателями, удобны для министерских структур, отвечающих за подготовку учебной литературы. В процесс вовлечены «свои» рецензенты, действующие по принципу «ворон ворону глаз не выклюет».

Попытки ввести экспертизу силами ученых академической науки к заметным сдвигам пока не привели. И дело не только в отсутствии единого образовательного стандарта. При таких доходах книгоиздателей чиновник легко подавляет ученого, и настоящей научной и этической экспертизы нет. А цензура совести, нравственные тормоза — все это отброшено.

Дело дошло до обсуждения проблемы в правительстве. Объявили конкурс на лучший учебник по отечественной истории для средней и высшей школы. И что же? Обнаружилось, что министр образования и науки объявил победителями конкурса девять учебников, а его заместитель «дезавуировал» шефа, направляя на места телеграммы с рекомендациями обратить внимание лишь на один.

Еще одна беда — обилие пиратской продукции. По самым скромным подсчетам, каждый десятый учебник в России — поддельный. В стране сложился крупномасштабный подпольный бизнес по изготовлению и реализации учебной литературы. Об аппетитах «подпольщиков» говорит, хотя бы такой факт: не так давно в столичном регионе сотрудники департамента экономической безопасности МВД РФ изъяли более 25 тонн контрафактной учебной продукции. Нередки случаи, когда фальшивки закупаются школами напрямую.

Да, после того, как В.В. Путин (видимо, без Президента и тут ничего не сделаешь) поставил задачу разобраться, кто и что пишет в учебных пособиях, некоторые сдвиги в сфере подготовки, издания и доведения до школ качественных учебников наметились.

Распущен дискредитировавший себя межведомственный экспертный совет при министерстве, занимавшийся проверкой учебников на пригодность. С 2005 года экспертиза учебников осуществляется специалистами РАН и РАО. Из представленных 251 учебника «ОТК» не прошла уже 91 книга. Изменена система экспертных оценок. Более действенной признана действовавшая до 1988 г. система, при которой имена экспертов были засекречены, а труды составителей учебников анонимны.

Отказано в печатании учебной литературы некоторым из тех издательств, которые уже успели «засветиться» безудержным стремлением к чистогану.

Более активной стала общественность. Свое веское слово в рецензировании учебной литературы намерены сказать родители, не желающие, чтобы их чада проходили в школе «сексуальные» университеты и делались дебилами. Например, в Ульяновске этим планирует заняться общественная организация «Родительское собрание». Стремление родителей прямо участвовать в экспертизе учебников поддержал департамент по государственной молодёжной политике и воспитанию детей, входящий в структуру Министерства образования и науки.

Рабочая группа в рамках Российского организационного комитета «Победа» выработала обширную программу, вынесенную на рассмотрение возглавляющих этот оргкомитет первых лиц государства. Предложено создать государственную комиссию по выработке концепции национальной истории, отвести в ней достойное место Великой Отечественной войне. Министерству образования и науки рекомендовано сформировать несколько групп ученых для написания таких исторических курсов, которые могли бы быть положены в основу разных учебников. Оргкомитет «Победа» предложил также рассмотреть вопрос о создании специального фонда, помогающего изданию и распространению объективной литературы о Великой Отечественной войне.

Все это, однако, — лишь первые шаги. Даже не столько шаги, сколько декларации о намерениях. До тех пор, пока в сфере производства учебных пособий не будут сломаны коррупционные схемы, позволяющие наживаться на наших детях, все останется по-прежнему.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=392


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика