Родная газета | Герман Петелин | 10.11.2006 |
Новую эру на Западе уже успели окрестить эпохой религиозного противостояния. Его отголосками называют и войны в Ираке и Афганистане, и исламский терроризм, и борьбу мусульманок во Франции за право носить хиджаб. В многоконфессиональной России в разгар перестройки многие объявили себя верующими и стали посещать храмы и мечети. Количество прихожан в общинах многократно возросло.
Настоящих верующих, соблюдающих все предписания и заповеди, по-прежнему не так уж и много. Но инициатива создания религиозных кадровых агентств исходит именно от них.
Нас боятся брать на работу!
В начале этого года два молодых человека Камиль Маннапов и Ильгам Мухарлямов решили помогать единоверцам в трудоустройстве на работу и открыли в столице мусульманское кадровое агентство «Лукман».— Идея создания агентства пришла в голову Камилю после того, как ему отказали в приеме на работу именно из-за его религиозных убеждений, — объясняет Ильгам. — Камиль — коренной москвич, у него высшее образование, но, когда работодатель узнавал, что он верующий да еще мусульманин, тут же отказывал в приеме на работу.
Ильгам перечисляет названия фирм. Среди них есть мелкие конторы, а есть и солидные зарубежные компании.
— Отношение к верующим сейчас везде одинаковое, — вздыхает он. — Например, если высококлассный специалист, трудоустраиваясь, вдруг сообщает, что хочет совершать ежедневно намаз, а еще у него есть пятничная молитва, то работодатели тут же вспоминают о корпоративной этике и внутреннем распорядке и указывают на дверь. Никого не интересует то, что истинно верующий человек будет честным и трудолюбивым работником. А если трудоустраивается женщина, которая носит хиджаб, он раздражает работодателя как красная тряпка быка.
Агентство, организованное Ильгамом и Камилем, виртуальное. Есть реклама в интернете с телефонами и списком вакансий. Денег со своих клиентов они не берут.
— Это скорее благотворительная деятельность, — объясняет Ильгам. — Мы ищем рабочие места для единоверцев в свободное от основной работы время. Обзваниваем мусульман, у которых есть свои предприятия, расклеиваем объявления возле мечетей. Сейчас у нас в базе данных 30 открытых вакансий по специальностям, не требующим высокой квалификации. Между тем соискателей работы около 500 человек. Причем более 60 процентов из них люди с высшим образованием.
Мусульманское кадровое агентство далеко не первое религиозное бюро по трудоустройству, открывшееся в столице. Первыми были евреи.
На евреев жалоб нет
В первый понедельник каждого месяца после обеда в синагоге в Отрадном собирается около сотни человек. Все они приходят на прием в Еврейскую службу занятости, которая открылась несколько лет назад при московской еврейской религиозной общине «Даркей Шалом».
— Идея открыть агентство по трудоустройству пришла после дефолта 1998 года, — объясняет руководитель службы занятости Мирон Черный. — В те дни я хотел хоть чем-то помочь своему народу.
Как и мусульмане, иудеи денег не берут.
— Основной контингент соискателей работы — единоверцы, но не всегда, — рассказывает Мирон. — Мы никогда никому не отказываем. Однажды даже пришлось трудоустраивать мусульман. Правда, этот случай можно назвать уникальным. Люди к нам приходят разные. Иногда попадаются и неадекватные. Например, был 70-летний старичок, который просил устроить его на работу тренером или физруком. При этом у него не было ни соответствующего образования, ни здоровья. Пришлось отказать. Приходят и школьники, чтобы найти подработку. Но основная масса наших клиентов люди среднего возраста с одним, а порой даже двумя высшими образованиями, которые ищут более денежную работу, но при этом хотели бы работать вместе с единоверцами.
Главные причины, по которым евреи обращаются в агентство, почти такие же, что и у мусульман.
— Во-первых, в иных конторах еврейская фамилия уже дает повод для притеснений, — объясняет Мирон. — Во-вторых, есть очень набожные люди, которых не устраивает график работы в учреждении. Например, с вечера пятницы у нас начинается шабат. Работать нельзя…
Православные доски объявлений
Первое православное кадровое агентство было открыто в Екатеринбурге в 2002 году. Но просуществовало оно недолго. Как сообщили «Родной газете» в миссионерском отделе екатеринбургской епархии, сейчас такой организации больше не существует, но по каким причинам закрылось агентство, объяснить отказались. Нет православного бюро по трудоустройству и в столице. Впрочем, в интернете есть множество православных форумов. Достаточно зайти на сайт «Православное христианство. Ру», как сразу ощущается мощь доминирующей религии страны. Здесь можно найти множество любой информации по любому вопросу, в том числе и связанной с трудоустройством. Например, есть ссылки на сайт Всероссийского православного центра занятости при Санкт-Петербургской митрополии. На нем православным предлагается работа в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь же ссылка на сайт Содружества православных работодателей. Оно объединяет несколько десятков фирм и предприятий от юридических контор до сельхозкооперативов.Но один из самых посещаемых сайтов, с помощью которого православные находят работу, — «Русское православие. Доски объявлений».
Есть возле многих православных храмов и самые обыкновенные доски объявлений, с информацией для прихожан, в том числе и о работе.
— В нашей книжной лавке есть место, где православный люд вывешивает свои объявления, — рассказывает настоятель храма Святого Духа на Лазаревском кладбище отец Сергий. — Кто-то ищет работу, есть и объявления от работодателей. Все эти объявления развешиваются с моего благословения. Я смотрю, чтобы в них не было ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих.
Мы подходим к доске, где висят объявления с предложением православным поработать водителем, верстальщиком издательства, воспитателем школы-интерната. Хорошая зарплата гарантируется.
Слово пастора
В Московской буддистской общине очень удивились, что при храмах существуют доски, на которых прихожане могут оставлять какие-то объявления.— В Москву приезжают на заработки сотни калмыков и бурятов, — сказали представители общины. — Быть может, кто-то из членов нашей общины помогает друг другу, мы не знаем. Наше дело — открывать духовный мир. Правда, в интернете есть буддистский форум, иногда там мелькают объявления о поиске работы. Но какой-то централизованной деятельности в этом направлении мы не ведем.
— У нас нет какой-то специальной организации, занимающейся трудоустройством прихожан, — сообщил «Родной газете» представитель адвентистов седьмого дня Виктор Видко. — Нет и каких-то специализированных досок объявлений. Но случаи, когда из-за своих убеждений наши прихожане меняют работу, есть. Иногда они переходят в фирмы, где работают люди нашего вероисповедания. Такие организации есть. Иногда просто находят другую работу, где коллектив более терпим. Поиском работы занимаются также на частном уровне. Но иногда могут и обратиться к пастору, чтобы он перед выступлением объявил, что такой-то прихожанин ищет работу или, наоборот, работодатель предлагает работу. Я сам, будучи пастором, нередко делал такие объявления или подыскивал персонал среди прихожан, например нянечек или домработниц.
Комментарий
ЭТО ДИСКРИМИНАЦИЯ
Александр АРУТЮНОВ, доктор юридических наук, адвокат Московской коллегии адвокатов:— Трудоустройство по религиозному признаку противоречит трудовому законодательству. Поэтому, если какая-то фирма сделала заявку в агентство с просьбой набрать на работу трех мусульман или православных, это пожелание незаконно. Это дискриминация. И если человек чувствует, что подвергается дискриминации, его не берут на работу из-за национальности или вероисповедания или его выгоняют с работы из-за его религиозных убеждений, то он должен обратиться в суд. Что же касается деятельности религиозных кадровых агентств, то это вопрос, наверное, к прокуратуре.
ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ ЗАЩИТИТЬ КОМПАНИЮ
Владимир ВАШЕНЦЕВ, генеральный директор кадрового агентства «Выбор»:Такие пожелания чаще всего строятся на стремлении защитить компанию. Просто работодатель считает, что если он одной веры с подчиненными, то они будут относиться лояльнее к компании и соблюдать все интересы фирмы.
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=21 596&issue=296