Русская линия
Православие на Дальнем Востоке Николай Маслов10.11.2006 

Православие как основа русской педагогики

Проблема воспитания подрастающих поколений сегодня является главной для России. Ее приоритет осознается педагогами, родителями, общественными и государственными деятелями. Эта проблема является центральной во все времена для всех государств и народов, потому что от ее решения зависит их будущее -благополучие и процветание или «мерзость запустения».

К сожалению, педагогическая мысль до сих пор уделя­ла неоправданно мало внимания тем живительным силам и основам, на которых веками строился воспита­тельный идеал Православия, тем целям, задачам, принципам, методам и средствам, которыми он осу­ществлялся.

В традиционном христианстве существует собственное по­нимание воспитания и образования, выработанное много­вековым опытом и основанное на библейском видении человека и мироздания в целом, на учении о спасении.

В Библии сформулировано главное правило воспитания. Это всеобъемлющее наставление звучит в обращении Бога к Аврааму: «Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд». Словами святителя Московского Филарета его можно выразить так: давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим.

Система христианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель, принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами.

Святые отцы выделяют три состояния человека: естественное, нижеестественное, сверхъестественное. Русский святитель Игнатий Брянчанинов называет эти состояния соответственно: по сотворении человека (до грехопадения), по падении и по искуплении. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) уже в ХХ веке определяет их, как богоданное (райское), греховно-падшее, искупительно-благодатное.

Православная педагогика опирается на это знание о трех состояниях человека, строя на нем свою концепцию. Она исходит из того, что человек был создан Богом как существо совершеннейшее во всех отношениях как по телесной, так и по духовной природе.

Что же произошло с человеком, когда он нарушил первую заповедь, которая была дана ему Богом для духовно-нравственного совершенствования? Произошло грехопадение. Грех нарушил целостность природы человека и лишил его Божественных дарований. Падение первого человека нарушило гармонию, отравило и расстроило все его существо, отразилось на всех свойствах и способностях.

Таким образом, первородный грех внес в существо человека полную дисгармонию, порвал те нити, которые соединяли человека с Богом, и заставил его служить страстям.

Что важно знать каждому воспитателю? Что губительные следствия первородного греха не ограничились прародителями. Они распространились на весь род человеческий путем естественного рождения.

Состояние греховно-падшее (то есть состояние после грехопадения) — это то состояние, в котором находится человек и человечество сейчас — полная дисгармония всех сил и способностей.

С пришествием Христа для человека открылась возможность восстановить способности, которые у него были первоначально, вернуть утраченный образ Божий, который был человеку дан. Это состояние является искупительно-благодатным.

На основании сказанного уже можно выделить ряд концептуальных отличий православной педагогики от светской.

Во-первых, православная педагогика исходит из знания свойств и качеств человека в его естественном (или райском) состоянии.

Во-вторых, она может не только описать все положительные качества (добродетели), присущие человеку от Бога, но также все страсти и пороки, которые у него появились, и указать средства их приобретения (для добродетелей) и искоренения (для грехов и страстей).

В-третьих, православной педагогикой разработаны принципы и методы воспитания, которые позволяют человеку сделать главное в его жизни — перейти из состояния греховно-падшего в состояние искупительно-благодатное.

Православная педагогика определяет время, наиболее благоприятное для воспитания: это младенчество, первые годы жизни. Поскольку природа человека заражена грехом, греховные наклонности и страсти проявляются в человеке с младенчества. С возрастом они все более усиливаются. При воспитании детей особенно дорожат младенческими годами, чтобы дать душе с первых минут жизни благочестивое направление, оградить от влияния вредных впечатлений и не дать уклониться ко злу.

Таким образом, если говорить обобщенно, первое отличие связано с разным пониманием человека в системе православной и светской педагогики. Из этого вытекает существенная закономерность, касающаяся светской педагогики.

Поскольку светская педагогика не признает сам факт грехопадения человека, считает его наличествующее состояние — со всем негативным, что в человеке появилось — естественным, поэтому, как правило, она развивает и усиливает страсти и пороки, присущие человеку. Она не призывает человека к восстановлению утраченного им гармоничного состояния, не имея представления о нем.

С другой стороны, не признавая искупительно-благодатного состояния человека, светская педагогика не указывает идеал воспитания. Таким образом, она оставляет человека в его падшем состоянии.

Второе существенное отличие связано с целью и идеалом воспитания.

Цель православного воспитания совпадает с целью и смыслом человеческой жизни и состоит в развитии всех духовных сил человека, направлении их к Богоуподоблению. Эта цель не изменялась на протяжении всей истории христианства.

От осознания этой цели зависит не только само воспитание, но и воспитательные методы, вся система православной педагогики.

Между тем, светская педагогика меняет ориентиры в зависимости от времени и задач, которые решаются на определенном историческом отрезке времени.

А может ли меняться идеал христианского воспитания? Ответ очевиден — проходят тысячелетия, меняются строй, правительства, а идеал, данный миру христианством остается неизменным.

Помимо цели, концепция православной педагогики подразумевает наличие задач, содержания, принципов, методов и средств.

Остановимся на принципах православной педагогики. Они заложены самим Спасителем.

Читаем у схиархимандрита Иоанна (Маслова) в «Лекциях по пастырскому богословию»:

«И всякий раз Христос применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотою умственного и нравственного развития Своей паствы. Он иначе говорил с ученым книжником или образованным саддукеем и иначе — с простым, неразвитым жителем Галилеи. С первыми Он ведет вполне научные беседы, держит к ним логически стройные и после­довательные речи; с последними говорит про­сто, их собственным языком, чтобы высокие и спасительные истины Своего учения, по возможности, приблизить к понима­нию Своих слушателей и собеседников».

В приведенных нами словах изложен один из принципов православной педагогики: строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников (сравним с современным — учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитываемых).

Вследствие грехопадения и происшедшей отсюда испорченности духовной природы человека его сознание сделалось настолько сла­бым, что оказалось неспособным воспринимать свет Божественно­го Откровения без какого-либо посредства. Как глаз не может пе­реносить полного блеска солнечных лучей и под их непосредствен­ным действием притупляется, так и свет Божественного учения мог бы ослепить неразвитое сознание простого народа, если бы оно (т.е. учение) не сообщалось ему в форме притчи. Таким образом, при­точная форма речи, с одной стороны, служила покровом, прикры­вавшим слабое человеческое сознание от облистания светом Божест­венного учения, а с другой — она служила и проводником этого света в сознании и сердце слушателя, поскольку то был свет спаси­тельный и потому необходимый каждому человеку.

Таким образом, выделяем еще один принцип — соблюдать доступность материала для всякого ума и высокие истины приближать к пониманию своих слушателей (принцип доступности).

Помимо отмеченных, можно выделить также следующие принципы православной педагогики (в их соотношении с современными): использовать простоту образов, заимствовав их по возможности из находящейся перед глазами слушателей природы, окружающей обстановки (принцип наглядности); избегать односторонности, разнообразить изложение; не оставлять ни одного вопроса без ответа; находить нужное слово для каждого ученика (индивидуальный подход к учащимся); удалять все препятствия (внутренние и внешние), которые мешают обучению; сообразовывать свою деятельность с обстоятельствами места и времени (принцип сообразности).

Можно сказать, что и светская педагогика использует те же методы.

Но без соблюдения главного принципа православного воспитания — научи вере, потом другим наукам — методы, столь созвучные в православной и светской педагогике, обретают иной смысл и наполнение и дают совершенно разные по эффективности результаты.

Как уже отмечалось, смысл воспитания органически зависит от смысла человеческой жизни, а смысл человеческой жизни — от основ, на которых он утверждается, и от конечной цели, к которой он стремится. Православие дает ясные ответы на вопрос о цели и смысле человеческой жизни, православное учение о спасении дает ясное, полное и целостное представление о человеке.

Сегодня в целом мы имеем отрицательные воспитательные результаты в системе образования. Но родители наших детей, не зная основ православной педагогики — учения о спасении, интуитивно понимают, чего так не хватает детям. По данным опроса, проводившегося в 42 регионах России, на вопрос: что может существенно помочь изменить состояние воспитания в школе, — подавляющее большинство ответило: знание основ Православия.

Таким образом, мы вступаем в этап не только теоретического осмысления концептуальных основ православной педагогики, но и введения их в практику работы современного учительства.

Мы ежедневно ощущаем, как велик интерес наших учителей к православной педагогике. Он обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества. Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.

Россия явила миру великое сокровище, самое большее из того, что она и могла предъявить — идеал святости, исполненный в жизни. Сонм святых, в земле Российской просиявших: преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский, адмирал Феодор Ушаков, новомученики и исповедники российские ХХ века — более полутора тысяч священников и мирян, положивших жизнь за веру, и многие-многие другие. Это — наши соотечественники, люди, достигшие святости в земной жизни. На них исполнился смысл и идеал православного воспитания. Они зовут и нас следовать этим путем.

Н.В. Маслов, доктор педагогических наук, Президент Фонда Александра Невского

http://www.pravostok.ru/ru/journal/society/?id=112


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru