Благовест-инфо | Ирина Стовбыра, Елена Меркулова | 09.11.2006 |
В номинации «Драма. Большая форма» статуэтка «Золотого витязя» досталась спектаклю «Мертвые души» (Московский академический театр имени Вл. Маяковского). За наградой на сцену поднялся режиссер и исполнитель роли Чичикова — народный артист России Сергей Арцибашев. Он рассказал случай из жизни: «Однажды в детском саду детей спросили, какой самый важный орган у человека. И один мальчик ответил: «Душа». Затем Арцибашев вместе с актером, игравшим кучера Селифана, с ходу исполнил небольшой отрывок из своего спектакля.
Это первая постановка обоих томов «Мертвых душ» на сцене. В спектакле играют «народные» и «заслуженные» звезды Маяковки, среди них — Игорь Костолевский (роли Плюшкина и генерал-губернатора) и Светлана Немоляева (сыграла Коробочку и просто приятную даму). Их работа отмечена дипломами за лучшую мужскую и женскую роль.
Первый и второй том Гоголя — соответственно первый и второй акт в спектакле Арцибашева. Причем второй акт — исключительно черно-белый. Сценическое решение «Мертвых душ», найденное художником Александром Орловым, представляет собой вертящийся раздвижной цилиндр, внутри белый, снаружи черный, через который могут просовываться головы, хваткие руки чиновников, предметы. Бричка напоминает суфлерскую будку; из нее мы и услышим знакомые каждому школьнику слова: «Русь! Куда несешься ты? Дай ответ». Слова эти волею режиссера произносит не кто иной, как разухабистый Ноздрев (Александр Лазарев). Возникает некоторый перебор с инфернально-мрачной обстановкой в целом, вспышками света и грохотом грома в моменты, когда герой в первом акте заводит с помещиками речь о сути сделки — покупке «мертвых душ». Чичиков в трактовке Арцибашева — заурядная и не лишенная сентиментальности личность. Ему в мечтах грезятся красавица- жена (мечту героя играет Мария Костина) и ватага ребятишек. Единственно чтобы претворить картинку в жизнь, Павел Иваныч Чичиков пускается в махинации. В конце второго акта Чичиков колеблется между покаянием и желанием закончить игру, в которую включился, и уже оказавшись посаженным за свои преступления в клетку, вспоминает о том, что душа бессмертна. Костолевский-князь, успевший побывать Плюшкиным, в финале обращается в зал с публицистически звучащей речью о том, что «гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих». В целом успешной постановке не удалось избежать дидактики в очень многих случаях.
Обладателем «Серебряного витязя» стал народный артист России, главный режиссер театра Российской армии Борис Морозов за цикл спектаклей «Гамлет», «Давным-давно», а также «Горе от ума» (спектакль по Грибоедову Морозов поставил в Белгородском государственном академическом драматическом театре им. М.С. Щепкина).
«Бронзового витязя» и диплом «За соединение христианской культуры и искусства театра» жюри во главе с народной артисткой СССР Адой Роговцевой присудило спектаклю «Лето Господне» режиссеров Андрея Русинова и Нины Русаковой (Омский государственный драматический театр «Галерка»). Это первая театральная постановка романа Ивана Шмелева. Роман неудобен для сцены — в нем нет драматургии в привычном смысле, зато описываются глубокие духовные переживания семилетнего ребенка, прослеживается развитие его религиозного чувства. Это срез жизни, текущей в согласии с годовым кругом церковного календаря. Ивана играют одновременно два актера — взрослый и маленький. Взрослый Иван смотрит на события прошлого, которые снова проходят перед его внутренним взором, вступает в разговор с людьми его детства. Эффектна одна из начальных сцен: актеры скульптурно замирают — каждый, как был, за своей работой. Речь исполнителей обильно окрашена колоритом провинциальных говоров — чтобы было, что играть в зарисовках, когда нет собственно драматургии. Целых три актера играют «братьев меньших» — двух кобыл и собаку. Несмотря на некоторые шероховатости постановке удается достичь цели — показать внутренний свет человека верующего и милующего других, христианскую кончину как благой венец жизни.
Возвращаясь к фестивальным наградам, следует сказать, что жюри присудило сразу два диплома «За лучшую режиссуру». Один получил Кама Гинкас за спектакль «Нелепая поэмка» (Московский театр юного зрителя). Он поставил три главы из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, включая «Легенду о Великом инквизиторе», также отнюдь не предназначенную для подмостков. Сам Гинкас называл свой спектакль «провокацией». Актерская игра массовки здесь в строгом подчинении у мощной режиссуры. Людская толпа — убогие, калеки, нищие — мнимые и настоящие, готовы поклоняться хлебам, прибитым Великим инквизитором к кресту, и внимать телевизору, вознесенному вместо Христа на вершину Крестовой горы (такая есть в Литве, откуда Гинкас родом, и такую, состоящую из больших, малых и совсем маленьких крестов, создал на сцене художник Сергей Бархин). Актеров, играющих «человеков», не так много, но они постоянно перемещаются, и Гинкасу удается до отказа заполнить ими сцену, разделенную высокой кирпичной стеной, за которой персонажи то исчезают, то вновь оттуда приходят. Достигнуто почти кинематографическое освещение сцены. Алеше Карамазову (А. Финягин) отведена скромная роль слушателя излияний брата Ивана (Н. Иванов) о вере и безверии, о тяжком бремени свободы, с которым человечество не знает что делать, да о слезинке ребенка. Но и арестованный Христос, которого мы не увидим и к которому обращены слова глядящего в зрительный зал Инквизитора (Игорь Ясулович), лишь молчаливо внимает, чтобы потом явить любовь и поцеловать того, кто вопросил: «Зачем Ты пришел?». Примерно так ведет себя и Алеша — последователь Христа — по отношению к брату Ивану, мучимому безверием. Внимательно слушает, целует брата и отвечает на его «проклятый вопрос» о слезинке, что ведь и Христос невинно пострадал. Однако сценический Алеша может показаться скорее куклой, с трудом произносящей слова, чем живым, искренне верующим человеком. В итоге в «Нелепой поэмке» есть сильные позиции сомневающегося Ивана или отвергающего Христа Великого инквизитора, но в тени остается кроткий, любящий характер Алеши Карамазова — единственного положительного героя в спектакле.
Второй диплом «за лучшую режиссуру» был вручен Владимиру Красиловскому за постановку «Любовь и карты» по пьесе А.Н. Островского (Московский драматический театр имени К.С. Станиславского). Этот спектакль был прекрасно встречен зрителями: в зале не умолкали аплодисменты и смех над остроумными диалогами колоритных героев. Отмечены дипломом изящная сценография спектакля в стиле модерн, а также работа художника по костюмам.
Церемонию закрытия форума «Золотой Витязь» посетил министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, Он вручил традиционные золотые медали имени Н. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» актерам театра Российской армии, народным артистам СССР Людмиле Касаткиной и Владимиру Зельдину. Следует отметить, что В. Зельдин попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый пожилой актер, в 91 год продолжающий играть на сцене.
Министр Соколов сказал, что в трудностях, выпавших на долю форума, есть скрытый смысл: такие высокие цели, как «собирание камней», рассеянных по всей России и другим славянским странам, просто не даются.
В номинации «Драма. Малая форма» жюри решило присудить два первых приза. Один получила «Мастерская Петра Фоменко» за ироничный и сентиментальный спектакль-фантазию «Белые ночи» по Достоевскому о Мечтателе и его первой любви, навеянной петербургскими туманами. Полина Агуреева, сыгравшая главную героиню (кинозрители знают ее по фильму «Эйфория»), была награждена дипломом за лучшую женскую роль. На сцену за наградами поднялись режиссер спектакля Николай Дручек и сам мэтр Петр Фоменко. Он сказал, что очень рад видеть фестиваль, ставящий задачей очистить сцену от пошлости — сегодня, когда звезды, оказывается, делаются на «фабрике».
Второй «Золотой Витязь» вручили актрисе Нине Добриковой за ее моноспектакль «На переправе» о деревенской старушке, беседующей с попутчиками по парому, которыми становятся зрители в зале. Жизнь принесла ей много страданий, но не ожесточила. Вместе со зрителями героиня Добриковой вглядывается в новую жизнь, вовлекает в раздумья о вечных ценностях и смысле жизни.
Победительница Нина Добрикова растрогалась до слез и хотела даже подарить свою статуэтку президенту форума Николаю Бурляеву, но он с улыбкой уверил: «У меня уже такая есть. Нина, это ваш приз, вы его заслужили».
«Серебро» досталось режиссеру МХТ им. А.П. Чехова, заслуженному деятелю искусств Владимиру Петрову за постановку повести В. Распутина «Живи и помни» с талантливыми молодыми актерами Дарьей Мороз и Дмитрием Куличковым в главных ролях. Действие спектакля происходит в конце Великой Отечественной войны. Настена тайно ходит на свидания к мужу-дезертиру в лес, где он прячется. Прозрачный куб на сцене, покрытый инеем, символизирует его отрезанность от мира, от родного села и жены. Эта постановка о гибельной любви, по-распутински достоверная. Лица героев словно смотрят с фотографий 40-х годов.
«Бронзу» взял Драматический театр Тихоокеанского флота (Владивосток) за спектакль «Чморик» на острую тему сохранения человеческого достоинства в армии. «Чморик» — о «маленьком» человеке, противостоящем дедовщине, о христианском беззлобии и прощении.
Детское жюри, состоявшее из учеников православной гимназии при Андреевском монастыре, оказалось наиболее категоричным. Первое место не было отдано ни одному театру. Для министерства культуры это еще один повод подумать о лучшем финансировании детских спектаклей. «Серебряным Витязем» награжден режиссер Российского государственного театра на Покровке Геннадий Чулков за сказку «Царевна Лягушка», а третьим в номинации «Театр для детей» стала еще одна премьера — спектакль «Ты кто? Я знаю тебя!» по рассказам А. Платонова, поставленный в Кировском государственном театре кукол (режиссер Владимир Злобин). Николай Бурляев сказал, что этот спектакль его поразил своей мудрой простотой, тем, как ясно и доступно детям было рассказано языком Платонова о любви к своей земле и людям, о жизни и смерти.
Церемонию закрытия в театре Российской армии украшал оркестр «Баян», игравший музыку Г. Свиридова и патриотические песни. Победителей и дипломантов форума было так много, что награждение шло около 3 часов, пока не были отмечены все участники «Золотого Витязя», служащие общему девизу: «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека».