Русская линия
Благовест-инфо09.11.2006 

Новые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами

Результаты масштабного социологического исследования «Реальная Россия», в частности, по разделу «Религия и общество, были представлены Институтом общественного проектирования на пресс-конференции в РИА Новости 8 ноября. Как отметил руководитель социального отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин, общероссийское исследование под общим названием «Социальная стратификация современного российского общества» является беспрецедентным по масштабу и задачам: по обширной анкете было опрошено 15 тыс. респондентов; к сожалению, регионы исследования не были указаны.

Представляя экспертам и журналистам результаты «религиозного» раздела исследования, вице-президент «Медиа-союза» Елена Зелинская отметила, что его результаты в корне меняют сложившиеся представления о происходящем в нашем обществе. «Нельзя и даже преступно скрывать это от общества», — подчеркнула она, призвав прессу всемерно освещать данную тему. Михаил Тарусин также отметил, что главный итог работы социологов — это разрушение «некоторых мифов» и, в частности, мифа о том, что российское общество в целом «равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего — старуха в платочке».

Что же на самом деле показал соцопрос? Отвечая на вопрос «Какую религию вы исповедуете?», назвали себя православными 62%, мусульманами — около 8%, атеистами — 15%, «в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию» — 14%. Еще 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое»: к ним социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее.

М. Тарусин особо обратил внимание на динамику роста православных: в 1991 г. таковыми называли себя примерно треть населения, тогда как в 2006 г. — уже две трети. Число же мусульман не меняется, отметил он, а вот атеистов стало в два раза меньше. Социолог подчеркнул, что подобная динамика за столь короткий исторический период (20 лет) является беспрецедентной. Кроме того, он считает важным и «удивительным», что «освоение религиозного пространства идет в формах традиционной религиозности».

На постоянный вопрос ко всем соцопросам в данной области — каковы критерии «православности»? — специалисты проекта «Реальная Россия» отвечают, разделив группы по степени религиозности. Получается, что из 62% православных — 8,5% активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются), 20,8% - умеренных (в храме — 1 раз в месяц и реже), 21,3% - пассивных (заходят в храм по большим праздникам). Интересно, что почти 46% из этих 62% при подробном опросе оказываются и вовсе «нейтральными, неверующими», т. е. относящими себя к православию по этнокультурному признаку. Социологам удалось также посчитать, что с конца 80-х гг. число регулярно совершающих исповедь и причастие выросло в 4 раза. Количество воцерковленных увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов: в 1989 г. в России было 6 тыс. храмов и 4% воцерковленных от общего числа православных, в 2005 г. на 8,5% воцерковленных приходится уже 12,6 тыс. храмов. Это позволяет социологам приблизительно спрогнозировать, что в 2015 г. доля воцерковленных достигнет уже 20%, если будет открыто 25 тыс. храмов. Ну, а еще через 10 лет, если все будет хорошо, в 35−40 тыс. храмов будут регулярно приходить уже треть всех, называющих себя православными.

Опровергая мнение о «старушках», социологи создали портрет современного российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5%), а средний возраст примерно такой же- 45,6 лет, что близко к средним значениям по стране.

Социологов радует вывод о том, что активные верующие являются и социально активными гражданами, они поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, проявляют социальный оптимизм (мусульмане (37%) более, чем православные (25%)), намерены обеспечить демографический рост, среди человеческих качеств более всего почитают трудолюбие, а в общественной жизни предпочли бы равенство свободе. «Вот электорат для «Единой России»!» — воскликнул М. Тарусин (институт, в котором он трудится, активно сотрудничает с этой политической партией).

Еще один важный аспект исследования касается межнациональных отношений. Оказалось, что больше половины (52%) православных и чуть меньше (46,4%) мусульман чувствуют угрозу межнациональных конфликтов. Однако из всего перечня проблем верующие больше всего озабочены обнищанием населения, ростом преступности, безработицы и коррупции. Обострение межнациональных конфликтов в этом списке стоит на последнем месте (2,8% - православные, 6,5% - мусульмане), что позволяет автора исследования сделать вывод о том, что тема ксенофобии и национальной нетерпимости «искусственно раздувается в СМИ».

Доклад М. Тарусина был дополнен выступлением ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина, который рассказал о результатах более скромного (2 тыс. респондентов) соцопроса, предпринятого в Интернете в преддверии недавнего фестиваля православных СМИ. Исследование было посвящено отражению ценностей современной России в СМИ. По словам С. Чапнина, этот не вполне репрезентативный опрос все же подтверждает выводы Института общественного проектирования и в части числа православных (здесь получилось 57%, но С. Чапнин приплюсовывает к ним еще 30%, считающих себя «вообще христианами»), и в части некоторых ценностных установок. Один из главных выводов второго исследования: ценности, пропагандируемые в светских СМИ, диаметрально противоположны тем ценностям, которые сами люди считают приоритетными.

Еще одно социологическое дополнение прозвучало из уст Андрея Осинникова — он поделился данными соцопроса, проведенного осенью этого года в трех районах Приморья. Несмотря на то, что в этом отдаленном регионе всего 3 православных храма, около 60% респондентов считают себя православными, а треть из них хотя бы раз в год ухитряются по бездорожью добраться в церковь. Большинство опрошенных считают необходимым государственную поддержку православия в регионе, а также введение в школах основ православия. Исследователь посетовал на то, что в Приморье полторы тысячи человек из числа опрошенных причисляют себя к различным религиозным организациям, которые А. Осинников собирательно назвал «сектами»: это Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, кришнаиты и другие.

Результаты исследований прокомментировали приглашенные эксперты. Главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда призвал журналистов широко освещать данные социологов, свидетельствующие о том, что религия перемещается с периферии в центр общественной жизни и становится значимым общественным фактором. Для зампреда ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина важно социологическое подтверждение того, что ни 70 лет коммунистической идеологии, ни 15 лет «промывания мозгов» в направлении идеалов общества потребления не смогли искоренить в народе ценности, укорененные в Евангелии. Вместе с руководителем пресс-службы Московского патриархата о. Владимиром Вигилянским о. Всеволод обратил внимание социологов на необходимость совершенствовать и выверять формулировки вопросов, касающихся религиозной сферы, учитывая, что «вера в России всегда была невербальной».

Представитель Совета муфтиев России, завотделом московского муфтията Фарид Асадуллин был единственным, кто не выразил восторга по поводу результатов исследования «Реальная Россия». Разделяя главный вывод — о возвращении религии в публичную сферу, о росте ее влияния, он подверг критике «исламскую составляющую» опроса. Так, он процитировал одно из интервью М. Тарусина, где говорится о 10−15% мусульман в России (в представленном опросе их численность определяется в 8%). Кроме того, приверженцев ислама нельзя разделить на активных и пассивных в силу особенностей этого исповедания, что не учитывается в данном соцопросе, авторов которого представитель Совета муфтиев упрекнул в определенных «мировоззренческих приоритетах».

Председатель гильдии религиозной журналистики «Медиа-союза» Александр Щипков выступил со своим обобщением: он считает, что «во все времена, во всех регионах» соотношение верующих и неверующих составляло 85 к 15. Главная задача социологов, по его мнению, изучать не столько количество, сколько качество веры. Хотя сам он предлагает идентифицировать православных следующим образом: «Если человек никогда в жизни не причащался и даже не крещен, но верит в Бога и считает себя православным — значит, он православный».

Результаты соцопроса «Реальная Россия» пока не опубликованы в интернете, но А. Щипков обещал в скором времени представить их на портале «Религия и СМИ».

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=9942


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru