Православие.Ru | Алексей Сагань | 09.11.2006 |
Храм во имя новомучеников и исповедников Российских. Село Юрловка Анапского района |
Приезд
Мы подъехали к храму, в котором уже началось богослужение, на двух автобусах, специально поданных к Анапскому аэропорту для группы московских гостей.Перед этим был вылет из аэропорта Внуково. Небо было затянуто бесконечными толпами облаков, моросил дождь, но когда самолет вырулил на взлетную полосу и разогнался, равнодушная морось на стекле иллюминатора вдруг метнулась, на мгновенье превратившись в подобие кленового листа, и исчезла, насухо стертая бешеным потоком — мы в воздухе. Облаков оказалось еще больше, чем это казалось снизу, самолет пробивал их слой за слоем и все равно, даже на высоте в 10 тысяч метров, нам постоянно встречались облака — бесформенные, грустные, осенние.
И вот Анапа, пустынный аэропорт, не сравнить с оживленным Внуково, где «борты» со всех концов света и самые разнообразные толпятся и в воздухе и на земле. Сиротливо стоящая «тушка», небольшое здание аэропорта — и ничего, ровным счетом ничего больше на огромном летном поле. Да и понятно: аэропорт курортного города после закрытия летнего сезона. У трапа делегацию встречают казак и казачка. Казак в роскошной, ярко-красной черкеске, на голове папаха, держит в руках хлеб-соль. Мелочь, но приятно, все-таки очень красива народная одежда, несмотря на то, что сейчас невозможно спокойно и просто носить ее, так, чтобы это не было похоже на театр, музей или кино. Туристический налет почетной встречи легко снимает самый юный член нашей делегации, мальчик лет десяти, сын одного из строителей храма. Подбежав к немного потерявшимся среди толпы пассажиров казаку и казачке, он отломил от каравая кусок хлеба, макнул в соль, быстро засунул в рот и побежал дальше. Все смеются и рассаживаются по автобусам: пора ехать, и так немного опоздали к началу службы, из-за задержки с вылетом.
Новый храм стоит у дороги, напротив широкого вспаханного поля. Во дворе перед храмом и за пределами церковной ограды собралось множество народа, через колонки, установленные у входа в храм, слышны возгласы священников и пение хора. Пестрая толпа: здесь и русские, и кавказцы, и греки и, возможно, цыгане. Как рассказывала экскурсовод по дороге из аэропорта, в Анапском районе живут люди нескольких десятков национальностей. Милиционеры в белых рубашках под кителями «наводят порядок». Их не меньше роты, но никакого особого наведения порядка не требуется, все и так ведут себя смирно: стоят слушают, смотрят, редко-редко кто-нибудь перекрестится… Для Юровки, конечно же, освящение храма совершенно особое событие, из ряда тех, которые будут помнить годами, десятилетиями, и время для многих здешних жителей поделится на две половины — до того, как храм построили, и после.
Освящение
Толпа за оградой храма постепенно редеет, это, конечно же, не удивительно — зрелищная, интересная часть события, такая как, например, приезд и встреча архиерея, давно закончилась, а ход богослужения, тем более если не видеть его, а только слышать через динамики, кажется монотонным. Чин освящения храма, совмещенный с архиерейским служением литургии, не из коротких, и смысл его очень для многих остается прикровенным. Однако расходятся далеко не все (не больше половины), чувствуется, что для многих оставшихся важна не столько явная молитва и понимание каждого произносящегося слова, сколько само присутствие в этом месте сегодня. И молодые, и старые, и дети, и мужчины, и женщины — здесь есть все. В толпе много казачьих черкесок и папах, многие казаки при кинжалах. Дети не могут удержаться от того, чтобы не пробежать время от времени по ковровой дорожке, расстеленной во дворе перед встречей архиерея, и постепенно вся она покрывается следами их маленьких подошв.Я заговариваю с мужчиной, стоящим рядом с храмом. Только что он давал интервью какому-то, судя по всему, местному телеканалу, и как только тележурналисты отошли, я сразу же подошел к нему. Владимир — директор местного краеведческого музея — рассказывает мне о том, как начиналась жизнь церковного прихода в селе Юровка, как протоиерею Андрею Гусеву, настоятелю освящяемого сегодня храма, удалось сплотить основное ядро приходской общины, о том, как несколько лет богослужения совершались в приспособленном для этого помещении, отведенном сельской администрацией, о том, что сам отец Андрей родом не отсюда, а с севера России…
Но вот и «Святая святым». После нескольких стихир, исполненных сначала приезжим архиерейским хором, а потом и местным, народным, начинается проповедь.
«Сегодня особая благодать сходит на вас. Это та Божественная благодать, которая воздвигает в Церкви Христовой великих учителей и пастырей. Это та Божественная благодать, которая дает нетленную силу останкам угодников Божиих. Это та благодать, которая нас с вами, грешных, немощных и слабых, влечет в храмы Божии для покаяния и исторгает из наших сердец слезы и вздохи.
Дорогие мои, сегодня мы ощущаем великую радость, сегодня в этом храме совершилась первая Божественная литургия… Дай Господи, чтобы этот храм наполнялся всегда народом Божиим, чтобы народ ощущал здесь близость Господа, ибо Сам Господь говорит: „Я стою у двери и стучу, кто откроет двери сердца своего, к тому войду и вечеряю с ним“. Плачущий и скорбящий, ты, согнувшийся под грузом жизненных невзгод, расправь свой стан, приди сюда, в храм Божий, и ты здесь встретишься со Христом, ибо „Он вчера и сегодня, и во веки Тот же“. Аминь».
Проповедь кончается, из динамиков близ входа раздаются долгожданные для всех участников строительства храма слова: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос… яко сие воистину есть честное тело Твое…». Многие из стоявших и молившихся у дверей проходят во внутрь, чтобы в первый раз причаститься в новоосвященном храме.
Пресс-конференция
После богослужения митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, президент МФЕПН В. А. Алексеев, председатель Комитета по делам религиозных организаций и общественных объединений Государственной Думы РФ С. А. Попов, член МФЕПН Ю. Э. Кинцлер и другие высокие гости ответили на вопросы журналистов.В. А. Алексеев
— Валерий Аркадиевич, как появился адрес села Юровки в сфере вашей деятельности, с чего все началось?
— Существует патриаршая программа нашего фонда, возглавляемого Святейшим патриархом, которая называется «Храмы российской глубинки». Ежегодно в рамках этой программы строятся храмы в самых разных епархиях и субъектах Российской Федерации. За последние годы такие храмы были построены в Рязанской, Белгородской, Астраханской, Тамбовской областях, в Башкирии и во многих других местах. Как правило, эта программа формируется по инициативе и предложениям членов нашего фонда. Например, Юрий Эдуардович Кинцлер давно вынашивал идею о постройке храма в Анапском районе. И вот, по благословению митрополита Исидора, правящего архиерея Екатеринодарской и Кубанской епархии, эта работа началась.
— Где планируется построить следующий храм по вашей программе?
— Сейчас ведется строительство в Рязанской области, в этом году мы также завершили строительство в одном из женских ставропигиальных монастырей Подмосковья. Работа в рамках патриаршей программы ведется по нескольким объектам, а какой именно храм будет следующим представлен к завершению и освящению, будет решено в марте на собрании нашего фонда, когда Святейший патриарх обычно определяет очередной храм. Строительство ведется в целом ряде епархий, в том числе и за пределами государственных границ России, но на канонической территории Русской Православной Церкви, которая распространяется как на целый ряд государств ближнего зарубежья, так и далее.
Митрополит Исидор
— Ваше преосвященство, что значит для епархии сегодняшнее освящение храма?
— Конечно же, этот храм очень важен для всей Кубани. У нас, как нигде в годы лихолетий, прошел этот страшный вихрь, и порушено было множество храмов и монастырей. В старое время, когда поселялись люди на каком-то месте, то в первую очередь строили храм, а потом уже строили себе дома. Об этом мы знаем из истории кубанского казачества. Когда кубанские казаки переселились сюда, на Тамань, с Запорожья, то сами они поначалу жили в шалашах, палатках, землянках, а в первую очередь строили храмы.
— Владыка, почему было выбрано именно это место? И почему вы благословили освятить храм именно в честь новомучеников Российских
— На Кубани очень много пострадало священнослужителей и мирян, в особенности казачества. Многие из этих страдальцев уже канонизированы Церковью. Завтра, например, мы будем праздновать память священномученика Михаила. Этот священник, служивший на Кубани, был зверски замучен безбожниками. Как архипастырь Кубани я стараюсь сделать так, чтобы больше было храмов у нас в честь новомучеников Российских, в честь царственных страстотрепцев. Если я не ошибаюсь, то и у Юрия Эдуардовича Кинслера дед пострадал в годы гонений.
В Краснодарском крае построено около ста новых храмов, также много совершено реконструкций. Местные власти выделяют здание под храм в какой-нибудь станице, это здание реконструируется, благоустраивается. Так открывается очень много новых приходов. Храмы нужны. В Краснодарской епархии сейчас действуют 360 приходов, духовенства — 600 человек. Слава Богу за то, что многие помогают нам в этом строительстве.
Ю. Э. Кинцлер
— Юрий Эдуардович, расскажите, пожалуйста, как велось строительство храма.
— Я, с вашего позволения, начну немного издалека. В 1906 году в эти места приехал мой прадед, здесь он женился, здесь родился мой дед. Прадед был заведующим начальным училищем в этом селе. Когда мы с моим духовным отцом советовались о выборе места, это место само собой вырисовалось. Для разработки этого проекта была привлечена довольно большая группа специалистов. Были проанализированы многие храмы, построенные в России за последние пять лет, определилась концепция, подобрали проект. К местным условиям этот проект привязал институт «Анапакурортпроект» и архитектор Юрий Васильевич Рыбин. При строительстве храма все городские службы Анапы, начиная от мэра, и уровни властей оказали нам посильную помощь, все службы городские, которые ведают инженерными коммуникациями, газом, электричеством, дорогами. Самые разные люди просто приходили сюда и говорили: «Дайте нам какую-нибудь работу». Храм получился народный, все принимали участие в его строительстве.
С. А. Попов
— Сергей Александрович, как вы оцениваете роль общественных организаций в деле возрождения России и, в частности, роль Фонда единства православных народов?
— Во-первых, я хочу всех поздравить с праздником, участниками которого мы все сегодня были. Строительство каждого нового храма — это создание нового духовного центра. Мне кажется, важно иметь в виду, что со временем здесь сложится большая община, появится воскресная школа и еще целый ряд богоугодных заведений, которые будут располагаться рядом с храмом. И сегодня мы с Валерием Аркадиевичем представляем здесь две патриаршие программы. Он представляет программу по строительству новых храмов, а я представляю патриаршую программу по восстановлению исторических памятников. К сожалению, очень многие из них разрушаются и надо срочно их восстанавливать. Сегодня эта программа включает в себя 400 памятников по всей территории России. Программа, которую мы предложили для бюджета следующего года, включает в себя 200 памятников. Мы, безусловно, стремимся к тому, чтобы велось строительство новых храмов, но очень важно восстанавливать и исторические памятники. И то, что общественные организации активно участвуют в этом, пример того, что наше общество не просто озабочено духовным возрождением, а само активно в нем участвует, поскольку у многих есть понимание, что только за счет усилия властей эту задачу не решить. Сегодня Россия поднимается с колен, духовное начало все больше и больше возвышается, и все мы понимаем, что это наше общее дело, поскольку именно православие цементирует Россию.
Перед отъездом
После пресс-конференции и обеда у нас оставалось еще немного времени до вылета. И мы небольшой журналистской компанией, решили зайти в Юровский краеведческий музей. Там мы снова встретились с Владимиром, с которым познакомились у храма.Очень неплохие живописные работы, изображающие работниц на виноградниках. Одна картина, изображает событие 70-летней давности: колхозники идут за первым трактором, а на заднем плане — храм, очень похожий на тот, в освящении которого мы сегодня участвовали, но без крестов, превращенный то ли в зерно-, то ли в овощехранилище. Казачьи седла и предметы быта. Портреты выдающихся жителей села Юровки. Осколки снарядов и мин, ржавые пулеметные ленты, пробитые солдатские шлемы — все чем богата эта земля, после того, как по ней прокатилась последняя война. Вот, коротко, богатства этого музея.
На обратном пути, уже издалека, хорошо были видны купола и колокольня нового сельского храма — с крестами. Места здесь прибрежные, плоские как столешница, и все, что возвышается над землей, хорошо видно отовсюду.