Московский комсомолец | Елена Митина | 08.11.2006 |
В Занарье за высоким забором находится построенная несколько столетий назад церковь Богоявления Господня. Если точнее, возник храм в 1713 году, а построен он на средства прихожан. Это святилище в полной мере испытало на себе разрушительную силу советской идеологии: после революции храм был национализирован, а затем строение Богоявленской церкви поступило в распоряжение Серпуховской суконной фабрики, которая сегодня принадлежит известному в Серпухове семейному клану…
Бывший клуб, он же Богоявленская церковь, официально числится частным офисом. Как удалось узнать, одну часть храмовой постройки сейчас занимают армяне-гастарбайтеры, другую — россияне-новгородцы. Эти рабочие наняты для отделки дома одного из хозяев фабрики. Недавно между строителями произошла кровопролитная драка. Видимо, не обошлось без нечистого…
В большом зале, некогда служившем для отправления православных культовых ритуалов и молитв, внезапно обнаруживается практически готовая барная стойка, а там, где должен быть алтарь, встал подиум. Человек с воображением легко дорисует разгульные тени бесовских плясок на стенах церкви, покрытых гипсокартоном…
Но все это, как говорится, эмоции. А что на этот счет говорит закон? В Федеральном законе N73 «Об объектах культурного наследия…» (статья 48 п. 4): «Собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия». К тому же объекты религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством России (ст. 50, п. 2 N73-ФЗ).
Но что же думают по этому поводу руководители серпуховской православной общины? Им-то уж точно должно быть не все равно…
И вот тут сталкиваешься с фактом, который просто отказывается понимать разум. Дело в том, что еще в 2000 году местное благочиние зарегистрировало общину при храме Богоявления Господня. В том, что это произошло лишь виртуально, гипотетически, нет ничего особенного — на территории всего благочиния общины зарегистрированы даже там, где в результате варварского вмешательства светских властей здания храмов вообще стерты с лица земли. Ведь первое правило церкви: свято место пусто не бывает.
Настоятель Серпуховской Спасской церкви отец Павел пояснил, что тогда же, в 2000 году, были написаны письма с просьбой о передаче здания благочинию в областные министерство культуры и комитет по имуществу. Именно эти организации должны были распоряжаться зданием храма как собственники. К письмам прилагалась историческая справка, выданная архитектурным отделом. Но выиграть судебную тяжбу за храм с сегодняшним владельцем здания, по мнению отца Павла, не представляется возможным.
— Права частного собственника в нашем государстве ставятся выше, чем права церковной или какой-либо общественной организации, — с грустью сказал священник. — Собственник мог бы проявить акт доброй воли, но поскольку он собирается устроить в здании что-то коммерческое, то надеяться на это не стоит. Что ж, Господь рассудит.
Стоит заметить, что после приватизации фабрики ее владельцы могли бы безвозмездно передать в собственность РПЦ здание клуба-церкви. Мало того, их обязывала это сделать ст. 21, п. 3 Федерального закона N73. Получается, права собственника, сколотившего баснословный капитал в постперестроечные годы, выше буквы закона?