Татьянин день / Мы в России и Зарубежье | Владимир Еременок, Николай Перестенко | 08.11.2006 |
Основной Закон ФРГ (п. 3, ст. 7)
Вопрос о том, вводить или не вводить уроки православной культуры в Белгороде, ставился давно. Года четыре назад, когда я как раз оканчивал школу, помню, в классе даже обсуждалась эта тема. «Быть или не быть?» и «Надо или не надо?». Мнения у всех были разные — как среди нас, старшеклассников, так и среди наших учителей. Особенно запомнилась мне тогда одна фраза: «Но только попов в рясах нам ещё здесь не хватало!»
Но вот прошло несколько лет, и теперь уже во всех белгородских школах в расписании уроков появился новый и обязательный предмет — «Православная культура». Думаю, вряд ли можно найти сегодня в православной среде, да и не только в ней, человека, который бы не слышал об этом нововведении в Белгородской и ряде других областей. Репортажи «с места событий» прошли по всем центральным телеканалам, большинство печатных изданий посветили этой теме не одну газетную полосу.
Начало сентября мне как раз довелось провести дома, в Белгороде. Посмотрев репортаж по белгородскому телевидению о первых днях преподавания православной культуры (1) и прочитав пару статей на эту же тему в региональных газетах (2), я решил поподробнее разузнать о новой школьной дисциплине и отправился в гости в одно из лучших учреждений среднего образования Белгорода — лицей N 32. Мой собеседник — директор лицея, депутат Совета депутатов г. Белгорода Николай Васильевич Перестенко.
— Николай Васильевич, как в вашем лицее началось преподавание нового предмета?
— Для нас этот предмет не стал новым, так как «Православная культура» у нас уже преподавалась как факультативный предмет в течение двух лет. Инициатива его изучения тогда исходила от родителей. Помимо классных часов дети, родители и учителя неоднократно ездили с экскурсиями по храмам и заповедным местам нашего Белогорья. С нового учебного года (2006/2007 учебный год — В. Е.) обязательный учебный предмет «Православная культура» введен в качестве регионального компонента базисного учебного плана со 2 по 11 классы в объеме 1 часа в неделю. Предмет является культурологическим. Учащиеся получают знания о православии в историко- культурном и информационном аспектах. О том, что учебный процесс сопровождается совершением религиозных обрядов, речи не идет. В нашем лицее мы провели большую подготовку перед введением этого предмета: библиотека пополнилась новым учебно-методическим комплексом (3), был создан кабинет православной культуры.
— А как был решен вопрос с учительскими кадрами?
— Четыре учителя нашей школы прошли курсы по методике преподавания «Православной культуры» в Региональном институте повышения квалификации учителей. В других школах города к преподаванию также привлечены выпускники социально-теологического факультета Белгородского государственного университета.
— Не секрет, что у нового предмета есть как сторонники, так и противники. Как среди родителей, так и среди учителей.
— Верно. Но у любого нововведения есть сторонники и противники и оно всегда сопряжено с определенными трудностями. Наш коллектив тоже неоднократно обсуждал вопросы, связанные с введением этого предмета. Мы специально приглашали на педагогические советы и встречи с родителями священнослужителей, задавали им вопросы и всегда получали на них ответы. И знаете, сегодня уже большинство педагогов и родителей одобряет эту инициативу. Хотя, должен отметить, явного сопротивления со стороны родителей в отношении «Православной культуры» не было изначально. К тому же мы не запрещаем родителям присутствовать на уроках православной культуры и смотреть, что изучают их дети.
— Николай Васильевич, а с какой целью, как Вы думаете, были введены уроки?
— Знаете, сама жизнь подвела нас к принятию такого решения, а даже точнее… бездуховность. Уроки православной культуры — это, прежде всего, уроки нравственности, доброты и красоты. Мы осознали, что они нам нужны. Наши коллеги из других регионов порой спрашивают нас, как нам удалось это сделать. На что я отвечаю, что мы сами инициировали процесс и сделали свой выбор. Мы видим, что на разных уровнях идет много споров насчет нововведения. Но знаете, нам здесь, в Белгороде, виднее, куда направить свои силы.
В классе православной культуры очень уютно. Чувствуется местный колорит: на одной стене — лик покровителя Святого Белогорья епископа Иосафа, Чудотворца, на другой — большая карта Белгородской области, вокруг которой развешаны фотографии и изображения из белгородской храмовой архитектуры. Над доской — слова из Евангелия от Иоанна: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (13:35). Начинается урок. Тема: «Принятие решения князем Владимиром о крещении Руси». Один из первых вопросов учителя: «Какой предмет мы с вами изучаем?» Появляется, что называется, «лес рук», и один ученик дает ответ: «У нас урок православной культуры, а не православия». «А почему?» — интересуется дальше учитель. «Потому что православие, — мальчишка замялся, но не растерялся, -… оно в церкви». Урок проходит очень живо и как-то очень по-доброму. Имея уже знания из курса истории, ребята активно участвуют в дискуссии, зачитывают отрывки из Повести временных лет и говорят о том, как славянам было трудно отказаться от язычества, потому что… «и у нас еще на Масленицу в парке разжигают костер». Видно, что на этот урок дети пришли явно не из-под палки. Их нельзя заставить притворяться, и нельзя притворяться перед ними. Еще они не боятся говорить то, что, как они чувствуют, правильно. Под конец урока меня поражает ответ одного мальчишки на вопрос о значении принятия христианства на Руси: «Если на этой земле есть вера, значит на ней есть и сила».
Из лицея я уходил и вспоминал беседу четырехлетней давности в своем классе. Тогда мы говорили о том, что может быть в будущем. Сейчас все бурно спорят о том, что имеет место сегодня. Вопросов остается много. Ясно лишь то, что пришло время находить на эти вопросы ответы.
Не будучи религиоведом и школьным методистом, я не могу говорить о том, как можно давать знания о религии в светской школе.
Хочу сказать о другом. У школьного нововведения много организационных трудностей, умалчивать о них было бы нечестно. Но, увидев искреннее желание детей знать и постигать, я понял, что куда более нечестно — не давать им возможности получить те элементарные знания, которые определяют всех нас как носителей национальной культуры. Главная проблема, а скорее даже беда, связанная с введением религиозно-ориентированного предмета, — это страх религиозного незнания. Страх признаться — мы не знаем того, что 100 лет назад знал любой гимназист, а сегодня знает любой образованный европеец (причем, далеко не обязательно верующий!) — до сих пор сидит во многих из нас.
Еще очень важно не самоустраняться от назревшей проблемы. Суметь найти решение гораздо сложнее, чем перекидывать вопросы из одного ведомства в другое и запугивать всех раскачиванием межконфессиональной лодки.
В прошлом веке мы чуть не перестали транслировать из поколения в поколение те религиозные знания, на которых испокон веков зиждилась жизнь наших предков. Может быть, пора начать исправлять свои ошибки?
1. Выпуск новостей телерадиокомпании «Белгород» в 17 ч. 20 мин. от 11.09.2006 г.
2. см. например, статью «С православие в будущее», газета «Белгородские известия» N 152 от 15.09.2006 г.
3. Учебно-методический комплекс для средней школы «Православная культура» — экспериментальное учебное пособие для 5−11 классов, ИнфоФонд, Ульяновск, 2006 г.