Время новостей | Иван Сухов | 07.11.2006 |
Зал нижегородского Дома труда был, как и в прошлом году, заполнен далеко не полностью, что могло создать у непосвященного наблюдателя превратное впечатление о численности российских мусульман. Между тем ислам в России исповедует около 20 млн человек. Многие из них считают, что Россия — великая исламская страна. Тем не менее количественно второй нижегородский форум не выиграл у первого, а по составу президиума, в котором в прошлом году было несколько богословских светил, оказался гораздо скромнее.
Организаторы форума из духовного управления мусульман Нижегородской области полагают, что столь скромный масштаб мероприятия отчасти объяснялся противодействием властей Приволжского федерального округа, которые склонны считать главным исламским центром Казань. 2 ноября, накануне открытия нижегородского съезда, в Казани действительно прошло большое мероприятие с участием полпреда президента Александра Коновалова и многочисленных представителей духовенства. Г-н Коновалов подчеркнул там необходимость поддержания межконфессионального мира, а богословскую школу Татарстана назвал «гордостью российского исламского мира». В итоге мало кто из представителей татарского духовенства приехал в Нижний Новгород. Самого полпреда в Нижнем представлял его заместитель Владимир Зорин, а правительство Нижнего Новгорода взяло на себя примерно четверть материальных затрат на проведение мероприятия.
Краткое приветствие от председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина прочитал его заместитель Мансур Шакиров. Отсутствие председателя Совета муфтиев на форуме мусульман получило вежливое объяснение, связанное со служебной необходимостью. Но в зале вполголоса заговорили, что сторонники Равиля Гайнутдина игнорируют Нижний потому, что видят в местном духовном управлении конкурента в борьбе за внутриконфессиональное лидерство.
Не было на форуме и гостей из другого важного исламского региона — республик Северного Кавказа, которым, безусловно, было бы интересно принять участие в дискуссиях о действующих и будущих конфессиональных институтах, перспективах исламского образования и участии мусульман в общественно-политической жизни страны.
Зато участников приветствовали настоятель Архангельского собора Нижнего Новгорода отец Андрей Милкин, глава еврейской религиозной общины Нижегородской области Эдуард Чапрак и даже отец Марио Баратти — настоятель единственного в городе католического прихода. Приглашенные конфессиональные лидеры — за исключением, пожалуй, г-на Баратти, — сами организаторы и эксперты высказывались в том смысле, что пришло время сообща противостоять «ценностям вседозволенности и половой распущенности, которые на Западе выдаются за либеральные».
К слову, вопросы половой и всяческой прочей распущенности попали даже в итоговую резолюцию. В одном из пунктов говорится, что мусульмане «на фоне усиливающейся алкоголизации населения и массовой гибели людей» хотят «поддержать политику президента Путина по укреплению морали и нравственности в той части, которая направлена на поэтапное искоренение массового пристрастия народа к алкоголю». В последующих пунктах участники форума осудили также игорный бизнес и содомию, которая, по их мнению, заслуживает уголовного преследования «в целях поддержки президентских инициатив по укреплению института семьи и решению демографической проблемы».
Участники форума коснулись и более существенных проблем своей конфессии и ее взаимоотношений с прочими сегментами российского общества, а заодно и со светскими властями. Второй форум вернулся к обсуждению создания в России «совета улемов», то есть постоянного совещания исламских богословов, которое могло бы стать площадкой для обсуждения спорных богословских и социально-политических вопросов. Впервые эта идея была публично озвучена в прошлом году — сначала во время учредительной конференции общественной организации «Российское исламское наследие», а затем на первом нижегородском форуме, однако до сих пор видимых успехов не видно. Критики этой идеи полагают, что главное препятствие — многообразие ислама в России и стремление различных частей исламской элиты занять «господствующие высоты».
Тема избрания единого муфтия в повестке форума не значилась, хотя часть наблюдателей считает инициативу создания «совета улемов» первым шагом к унификации конфессиональных структур. «Сила ислама в том, что в нем нет церкви, — считает один из участников форума. — А они фактически хотят ее создать, чтобы получить хотя бы часть благ, которыми располагает Русская православная церковь. Высшее духовенство, в том числе в Казани и Нижнем Новгороде, почему-то считает, что федеральная власть даст им такую возможность в обмен на лояльность. Непонятно только, кто их тогда будет слушать — например, в Чечне и Дагестане, где ислам совсем другого толка, чем в Поволжье, и масса людей состоит в суфийских орденах».
Между тем сразу несколько ораторов на пленарных заседаниях подчеркнули, что 2005 год стал переломным в отношениях между государством и исламом: представители власти, по мнению участников, перестали видеть в исламе «страшилку» и формировать по отношению к мусульманам образ врага. «Мусульмане России — это жизнеспособные, граждански активные патриоты, которые принимают самое действенное участие в жизни страны», — подчеркнул глава духовного управления Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов.
Очевидного согласия участники достигли в вопросе развития исламского образования и более глубокой социальной интеграции мусульман в российское общество. С этой целью в Поволжье предполагается создать общественный фонд содействия развитию исламского гражданского сообщества, который, в частности, будет выделять гранты талантливым студентам, изучающим исламскую тематику в российских вузах и «патриотически настроенным в отношении будущего страны». Это вполне конкретный проект, очень важный на фоне дефицита отечественного исламского образования. Пока он часто восполняется за счет зарубежных медресе и университетов, выпускники которых иногда настолько отклоняются от традиционных для России толков, что даже уходят в вооруженное подполье.
При этом участники форума рассчитывают, видимо, превратить исламскую страну Россию в еще более исламскую. К будущему, третьему мусульманскому форуму они договорились разработать концепцию «развития вакуфной собственности», то есть неотчуждаемой и необлагаемой налогами собственности мусульманских общин.